Минтруд представил на заседании правительства проект одного из самых значимых изменений в системе соцподдержки — коррекции принципа установления прожиточного минимума и МРОТ.
С 2021 года предлагается отказаться от расчета прожиточного минимума (ПМ) как статистической стоимости корзины потребления — и определить его как часть (44,2%) среднедушевого дохода. Поправки в два профильных федеральных закона уже были одобрены правительством, пишет «Коммерсант».
Нынешний состав российской «минимальной потребительской корзины» работает с 1999 года, но восходит, по существу, к военной и послевоенной «карточной» системе рационирования потребления в Европе. В минимальной корзине 50% составляет продовольствие (42 наименования продуктов, от 126,5 кг хлеба в год на трудоспособного до 11 кг растительного масла). Стоимость этого набора рассчитывается раз в квартал (из-за чего нередко в третьем квартале ПМ снижается из-за сезонного снижения цен на овощи). В то же время «продовольственная корзина» ПМ имеет мало отношения к понятию «здоровое питание» в определении ВОЗ.
Непродовольственная часть «корзины» ПМ привязана к продовольственной — считается, что минимальное непродовольственное потребление должно стоить 50% продуктовой корзины, услуги — столько же. Наконец, к ПМ добавляются обязательные платежи и сборы. Эта «натуральная» корзина должна пересматриваться раз в пять лет — последний раз это должно было произойти в 2018 году, но из-за существенного увеличения МРОТ и доведения его до уровня ПМ пересмотр был отложен до конца 2020 года. В регионах рассчитываются собственные ПМ по территориальным группам.
Кроме оценки уровня бедности и установления МРОТ, ПМ используется для назначения соцподдержки (выплаты на детей, соцконтракты, соцобслуживание) и для расчета региональных и федеральных доплат к пенсии.
ПМ в России с 2016 года составляет все меньшую часть медианных доходов населения (уровень, выше которого доходы ровно у половины населения РФ, этот показатель считается справедливее вычисления среднего дохода). И если сохранять «натурально-карточную» систему расчета ПМ, его вес будет снижаться и далее — гарантированный социальным государством минимум в реальности не привязан к росту зарплат в стране, а реальная доля питания в потреблении снижается.
Идея Минтруда и заключается в переходе от «абсолютного» к «относительному» подходу — прожиточный минимум предлагается рассчитывать как долю медианного дохода по стране и на ближайшие пять лет зафиксировать ее на уровне 44,2% (пересматривать показатель предлагается не реже). ПМ для трудоспособного населения предлагается определить как 109% от этого показателя, ПМ для детей — 97%, для пенсионера — 86% (это в среднем выше, чем сейчас). Соответственно, МРОТ, который по закону не может быть меньше ПМ для трудоспособного населения, составит 42% медианной зарплаты в стране (она выше медианного дохода).
Цена вопроса в ближайшие годы высока для бюджета не будет. В 2021 году она составит для федерального бюджета 48,2 млрд руб. допрасходов, для регионов — 23,4 млрд руб., для внебюджетного сектора — порядка 60 млрд руб. Цифры будут расти к 2025 году, когда федеральный бюджет должен будет найти дополнительные 241,3 млрд руб.
При реализации концепции Минтруда «бедным» в РФ будет считаться тот, кто может тратить на жизнь меньше двух пятых «среднего», то есть медианного для всей страны, дохода.
Комментарии
15поняла то, что почти ничего не поняла
Вот как я их идею понимаю (может и не правильно). Берётся средняя зарплата по стране, которая, понятное дело, как средняя температура по больнице. Но в случае с доходом основной бедной части населения она выше нынешнего законодательного МРОТ, сложного и спорного в расчётах, который официально платят серые теневики ну и, естественно, сильно ниже зарплат олигархов, кремлёвского и столичного госворья и их обслуги. Так вот её, эту статистическую среднюю зарплату, и хотят сделать узаконенной базой минимума. Логически прикидываем результат. А тут опять получается, что бедным с этого особого выхлопа нет и их реальные доходы не увеличатся. Работодатель просто увеличит белую часть и срежет чёрную. Бюджет получит дополнительные налоговые отчисления. Налоговая нагрузка на малый и средний бизнес реального сектора экономики резко возрастёт. Богатым вообще по барабану. Будет запущен механизм принудительной индексации белой зарплаты. Ведь при увеличении белых доходов бедных будет расти и "средняя температура по больнице", значит опять индексируй зарплату. А что это как не механизм разгона инфляции со всеми вытекающими?
Ваш вывод - чем больше зарплата у бедных тем выше инфляция. Вот такой вы "аналитег".
Мой вывод другой и писал я это чуть раньше под другой статьёй. Бедные это основа капиталистической экономики и при капитализме никогда с бедностью бороться не будут. Под предлгом этой борьбы будут лишь повышать фискализацию бедных. Видите ли при капиталистической модели экономики механизм перераспределения прибавочной стоимости так устроен. Ну ка, "аналитег и пизнесмен", проаналичьте ка мне как при капитализме повысить зарплату рабочим не повышая цен на свою продукцию?
я Вас, наверное, сильно удивлю, но с бедностью даже коммунисты не боролись!
там уже привели расчеты - разница в 400 - 600 рублей от нынешнего МРОТ
Когда начальники повышают себе зарплату по статистике растёт средняя зарплата по конторе, но работники от этого ничего не получают. Вот правительство и решило выйти из сложившейся ситуации таким способом - установить прожиточный минимум в в виде процента от средней зарплаты. Но эта формула имеет недостаток - если у всех в конторе официально установить копеечную зарплату, то минималка может оказаться ниже нынешнего прожиточного минимума.
Правильнее было бы вводить среднюю медианную зарплату.
Цель одна - вытащить из тени. В реальности никто не будет работать за зарплату ниже реального прожиточного минимума. Все бедные работающие и так его получают, только в белую - законодательно установленный МРОТ, а всё остальное в чёрную. До работы надо доехать, на работу надо в чём то идти (одежда и обувь), на работе надо поесть и так далее. Если всё это не окупается, то человек не пойдёт работать в принципе. Цены на всё сейчас у меня в городе такие, что я не могу нанять людей меньше, чем за 30000,00 в месяц и это логично. А уж в белую или чёрную я им плачу это вопрос десятый.
Бывают некоторые случаи, когда человек работает за любую зарплату, даже очень маленькую. Вы сами давеча писали о некой даме, которая не нуждается и работает почти для развлечения. Еще есть работа для опыта (вариант стажировки). Пенсионеры и школьники просто подрабатывают. В общем, все не так уж однозначно.
Так эти категории не живут на заработанное, не дорожат работой и не эффективны на работе (реальную работу всё равно за них кто-то из коллектива делает), соответсвенно ими тоже не дорожат и меняют при первом удобном случае. И эти категории не являются массовыми и в расчётах не учитываются.
Это абсолютно Ваши домыслы. С какой стати вообще такой неверный вывод?
Значит эти категории граждан содержит кто-то другой, который и получает больше МРОТ. Существенно больше МРОТ, раз содержит других иждивенцев
Это значит, что есть дополнительный доход или кто-то содержит. И одновременно значит, что работают они за сумму меньше МРОТ.
Они не работают, а присутсвуют на работе. А бывает что и не присутствуют, а всю жизнь числяться для стажа. Часто это жёны бизнесменов и предпринимателей и их дети.
Я не о мертвых душах говорила, а о тех кто готов работать за зарплату ниже МРОТ. Почему бы они только присутствуют или просто числятся? Работают люди и школьники и студетнты и пенсионеры и некоторые жены (этих мало). О женах, Вы историю писали, я вообще таких не видела ))