Можно ли вернуть деньги покупателю при оформлении возврата наличными, если оплата была с карты? Не будет ли чего магазину за это?
Спрашивают в «Красном уголке бухгалтера».
«Администратор-кассир сделала возврат по кассе наличными, а должна была вернуть на карту, так как оплата была с карты. Какие последствия на практике?».
Вот что в комментариях отвечают:
«Ничего страшного. В Законе о защите прав потребителей вообще нет нормы, что при оплате картой возврат только на карту. кстати, в качестве покупателя неоднократно нагибала магазины на эту тему».
Другой комментатор поясняет, что главное, чтобы возврат был тому, кто оплатил.
«Главное, на мой взгляд, чтобы возврат был сделан именно тому лицу, кто произвел покупку и чьей картой была произведена оплата».
Правда, вопрос, а как определить, что именно этому человеку принадлежит данная карта? Фамилия и имя на карте не совсем дает принадлежиность, тезок много. Разве что покупателю договор с банком с собой таскать?
Более информативный комментарий, делятся опытом со стороны продавца:
«Карта может уже и не быть активной. Мы стараемся возвращать тем же способом, которым было поступление, но если клиент просит, возвращаем как ему удобнее. И на другую карту/реквизиты (создаём ПП, не через терминал) и наличными. Но это больше в качестве исключения. И сама я тоже в магазине прошу возвращать как мне удобнее. Главное — заявление покупателя, чек на возврат и документы подтверждающие первоначальную оплату и возврат».
Еще обращают внимание на бухгалтерскую составляющую:
«Можно вернуть наличными. Просто правильно сделать проводки списания средств с безнала, чтоб приход не висел и не пошёл в реализацию».
А кто-то считает, что как заплачено, так и возвращать нужно:
«Последние разъяснения диктуют, что если клиент оплачивал наличными, то наличными и нужно вернуть, если оплата была по безналу, то возвращаем на карту. Другой порядок возврата можно выбрать по личному заявлению клиента».
Правда, ссылку на разъяснения комментатор не дал. Вообще, везде пишут, что рекомендовано возвращать тем же путем, которым была оплата. Но договориться с клиентом тоже никто не запрещает.
Типичные ошибки бухгалтера в бухгалтерском и налоговом учете
Курс-практикум по выявлению и исправлению ошибок в учете и отчетности. Научитесь находить и исправлять типичные бухгалтерские ошибки, снижайте риски в отчетности и налоговых декларациях!
Сейчас на курс выгодная стоимость: 15 900 ₽ 4 290 ₽
Комментарии
18Боюсь ошибиться, но по-моему, это категорическое указание ЦБ и оно отражено в договоре эквайринга.
Вменяемые магазины за этим очень следят и делают возврат денег только в той форме, в которой была оплата покупки, а выбор возможен только, если была смешанная оплата чека (часть наличными, часть картой) и то в пределах соответствующих сумм - т.е., если чек на 100 рублей был оплачен 50 рублей картой и 50 рублей наличными, то 25 рублей можно вернуть любым способом, а 75 - только долями, например: 50 и 25 на карту и наличными.
Также есть категорическое указание на возврат только на ту платежную карту, которой была произведена оплата, а в случае оплаты одного чека несколькими картами, в пределах сумм по каждой карте аналогично смешанной оплате.
Эти ограничения приняты ЦБ (дословно) "для предотвращения финансирования терроризма, отмывания и обналичивания денег", поэтому никому не советую шутить с этим и своевольничать - прилетит, мало не покажется.
А еще это положение есть в инструкции по внедрению ПО терминалов для платежных карт.
И в моих конфигурациях для 1С вы никаким способом не сможете сделать возврат средств иначе, чем они были внесены!
(На самом деле, это я так ... "шумлю" типа ...
Конечно можно сделать возврат любым способом, но только вручную - вынуть деньги из кассового ящика и отдать покупателю или перевести терминал в ручной режим и вернуть любую сумму на любую карту.
Но ПО (моей разработки) такого фортеля выкинуть не позволит, банально оберегая бизнес клиента от закрытия.
Покупайте наших слонов ...)
Да, кого волнует указание ЦБ. Покупателю достаточно сказать (написать в заявлении на возврат), что карту закрыл и всё - готовьте кэш.
Указание Банка России от 09.12.2019 N 5348-У "О правилах наличных расчетов"
"Участники наличных расчетов вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги... на следующие цели:
....
возврат денежных средств за оплаченные ранее НАЛИЧНЫМИ деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;"
На сколько я понимаю, перечень расходования налички закрытый.
Если не вернуть деньги покупателю, то оно потом еще и проценты за пользование своими деньгами сдерет. Карта может быть уже недействующей.
По безналу, пожалуйста, вернём, на любой счет. А так по этому Указанию вернуть не можем наличными.
Обязаны вернуть, потому что гражданин не обязан иметь счета в банках. Никакое Указание ЦБ не может изменить гражданское законодательство.
По-моему, порядок осуществления расчетов регулирует ЦБ, а не гражданское законодательство. Обязаны вернуть по гражданскому, мы и не отказываемся. Но каким способом вернуть, это уже к ЦБ. До упорства клиентов, что счета нет и не открою у меня не было
Причем тут порядок расчетов? Вы обязаны вернуть деньги покупателю? Обязаны. Есть в законодательстве обязанность у граждан иметь счета в банках? Нет такой обязанности.
И суд вы проиграете. Еще и приплатите за несвоевременный возврат денег.
Не надо доводить до абсурда. Если так страшно нарушить это указание (которое в этой части никто не проверяет вообще), так снимите деньги со счета и верните наличкой. Потому что вот такого запрета точно нет.
Вы встречали судебную практику по данному вопросу?
Если есть карта, то и счет в банке есть
Нет карты, понимаете? Закрыта она. Вы никогда не отказывались от карт и не закрывали счета?
А судебную практику тут и искать не надо. Про что искать-то? Про то, что физик обязан открыть счет в банке, чтобы продавец изволил вернуть ему его же деньги?
Ваша позиция понятна. Но формально есть такое Указание. Соглашусь про абсурд и про то, что такие возвраты по маленьким суммам не проверяют. (От 100 тыс. интересовались службы экономической безопасности в моей практике, но их, возможно, не очень интересовало именно это Указание).
Поэтому решение зависит от характера деятельности, политики лояльности и прочих факторов.
Например, когда работал в организации с местными владельцами,с финдиром мы договорились, что до первого штрафа (если вдруг-вдруг) малые суммы возвращаем, большие - нет. (Считалось, что при больших суммах пытаются через нас провести бесплатный обнал и готовы были судиться). А вот когда работал замом в филиале, а владельцы были в столице, то там глав. бух действовал только формально, потому что так всё было устроено в организации, им проще было судиться, чем объяснять голове "нарушение", там деньги в таких случаях возвращались только по безналу и всё.
Нет. Этот порядок был определен задолго до 09.12.2019, лет 15 тому назад, если не больше ...
нет, в смысле, незакрытый перечень?
Про возврат налички только денег, которые были оплачены ранее наличными, да было и предыдущих Указаниях
нет, в смысле, речь в моем спиче была не об этом указании ЦБ
Это указание ЦБ от декабря 2019г. Там указано, что тратить наличную выручку можно в т.ч. на возврат денежных средств покупателю, если покупатель ранее оплатил этот товар (работу, услугу) наличными.
В такой ситуации магазину необходимо расплатиться с покупателем не из выручки. Продавцу необходимо снять денежные средства со своего счета и расплатиться с покупателем. Либо выбрать иной способ, не противоречащий законодательству о cash.
А вот, если товар был оплачен наличными, то при возврате покупатель имеет право выбора.
Другое дело, что срок исковой давности за кассовые нарушения короткий.