Как известно, с 2021 года планируется переход на прямые выплаты из ФСС еще 8 регионов. Таким образом пилотным проектом будет охвачена вся страна.
Счетная плата опубликовала отчет по оценке финансовой устойчивости бюджета ФСС при переходе с 2021 года с зачетного механизма на систему прямых выплат.
Анализ показал, что переход с «зачетного механизма» на «прямые выплаты» несет в себе ряд очевидных преимуществ, в частности:
- возможность контролировать выплаты пособий уже на этапе их назначения;
- отсутствие взаимозачета по расходам со страхователями, что упрощает процедуру налогового контроля;
- прозрачность поступлений и начислений, упрощение процедуры формирования бюджетной отчетности ФСС;
- устранение кредиторской задолженности Фонда перед страхователем, которая регулярно образовывалась при использовании «зачетного механизма» за счет превышения расходов на выплату пособий над суммой начисленных страховых взносов.
Однако есть и определенные риски. Главный — это финансовая неустойчивость системы обязательного социального страхования, то есть образование дефицита средств на покрытие социальных обязательств Фонда. Особенно этот риск обостряется на фоне нестабильной эпидемиологической обстановки, говорится в отчете.
Недостающие суммы регионам с дефицитом ежегодно компенсировались из централизованного резерва ФСС, который формировался в основном за счет свободных средств регионов, не участвующих в пилотном проекте. Основными «регионами-донорами» в 2012-2019 годах выступали Московская область, Москва и Санкт-Петербург, в которых обеспеченность расходов страховыми взносами составляла более 100 %.
При «зачетном механизме» проблема недостатка средств на счетах перед ФСС стоит не так остро, поскольку фактическую выплату пособий обеспечивают работодатели, а в случае превышения расходов над суммой начисленных страховых взносов у Фонда возникает перед страхователями кредиторская задолженность.
Однако при переходе на прямые выплаты фонду придется сразу выплачивать деньги людям и также погасить задолженность, которая образовалась перед страхователями на конец 2020 года.
По оценке Счетной палаты объем задолженности на конец 2020 года будет 52 млрд. рублей.
Основная доля этой задолженности придется как раз на ФСС по г. Москве, г. Санкт-Петербургу и Московской области, что не позволит им в 2021 году быть донорами средств для других регионов.
Для выполнения социальных обязательств Фонду либо понадобится поддержка федерального бюджета, либо он будет вынужден использовать накопленный резерв по взносам на НСиПЗ, что в свою очередь может создать риски уже для этого вида страхования.
В Счетной палате считают, что бюджет ФСС будет дефицитным в 2020 году, но с 2022 года уже пойдет профицит.
Комментарии
2лучше - "плаха"?
Интересные такие! А работодателям сколько лет не приходилось платить свои деньги, а потом ждать возмещений от ФСС?? Один раз больше 3 месяцев ждали, потому что в ФСС, видите ли, не успевали проверить.