Общество

Мошенники за год обманули клиентов «Авито» и «Юла» на 1 млрд рублей

Мошенники заработали на клиентах популярных сайтов объявлений около 1 млрд рублей за последний год. Больше всего — на платформах «Авито» и «Юла».

Мошенники заработали на клиентах популярных сайтов объявлений около 1 млрд рублей за последний год. Больше всего — на платформах «Авито» и «Юла».

К таким неутешительным цифрам пришли эксперты компании DLBI, пишет «Коммерсантъ».

Мошеннические трансакции были выявлены по картам 78 банков, 81% из них проходит через Сбербанк, выяснили в DLBI. Больше всего жертв мошенники нашли на Avito (62% по количеству и 54% по сумме трансакций) и «Юле» (22% и 23%).

Всего заработком на сайтах объявлений занимаются 13,1 тыс. мошенников. За последний год средний заработок каждого из них составил 28,2 тыс. руб., а организатора группировки — 1,8 млн руб. Средняя сумма одной трансакции — 5,9 тыс. руб., отмечается в исследовании.

Суть мошеннической схемы в том, что мошенники связываются с жертвами в обход официального ресурса и предлагают завершить покупку путем перевода денег по фишинговой ссылке, отмечает руководитель блока DLP Infosecurity a Softline Company Анна Попова.

Возможны и другие схемы, указывает она. Например, продавец ссылается на технический сбой и присылает ссылку на оплату от «службы технической поддержки», при переходе по которой покупатель попадает на вредоносный ресурс.

Аналогичным образом мошенники могут перенаправить покупателя на поддельный сайт курьерской службы или проинформировать о том, что с товаром случилась форс-мажорная ситуация, поэтому для компенсации необходимо организовать возврат денежных средств, рассказывает она.

А вот комментарий Avito.

Андрей Рыбинцев, Директор Trust & Safety Авито:

— В период пандемии и карантинных ограничений выросла и популярность онлайн-платформ, а с ней и активность мошенников. С начала года число объявлений на Авито увеличилось на 10 млн — сейчас на площадке более 70 млн объявлений от бизнеса и частных лиц. Но несмотря на рост популярности платформы, число обращений пользователей, которых мошенникам удалось обмануть, в службу поддержки в октябре снизилось в три раза по сравнению с июльскими показателями.

Как и в случае с банковским сектором, в случае с сайтами объявлений мошенники действуют вне самих платформ. Пользуясь контактными данными пользователей, они просто вступают в переписку и уводят их с сайта.

Именно поэтому чтобы обеспечить безопасность пользователей, компания в первую очередь увеличила количество материалов о том, как защититься от мошенников, на всех этапах работы пользователей с приложением — от размещения объявления и общения с продавцом и покупателями до заключения сделок и Авито доставки, Так, например, при размещении и реактивации объявления пользователи получают push-уведомление со ссылкой на лендинг с описанием типичных действий мошенников и правилами безопасных сделок, во время ожидания ответа на звонок в службу поддержки пользователи слышат инструкцию по безопасным сделкам, а дополнительные баннеры о том, как безопасно продавать и покупать на Авито, появились в личном кабинете пользователя, нескольких разделах сайта и приложения.

Чаще всего мошенники пытаются получить данные у самих пользователей, создавая фишинговые сайты, которые имитируют платежные формы, мы призываем пользователей быть внимательными, не переходить по ссылкам на внешние сайты, которые присылают другие пользователи — и ни в коем случае не вводить на таких сайтах свои данные, никогда не вносить предоплату, а также обсуждать подробности сделки во встроенном мессенджере Авито, а не по телефону или WhatsApp. Поэтому встроенный мессенджер Авито блокирует возможность отправки ссылок на внешние ресурсы, а при отправке номера телефона или адреса электронной почты бот присылает предупреждение о безопасности.

Как мошеннические действия мы расцениваем не только попытки получить данные банковских карт пользователей, но и требование предоплаты, а также размещение некорректной информации в объявлениях. Так, например, система модерации на основе алгоритмов машинного обучения не допускает к публикации объявления с фотографиями с других ресурсов, проверяет корректность описания товаров, блокирует подозрительные предложения — каждый день на модерацию попадает более 4 млн объявлений, в том числе порядка 600 тыс новых.

Комментарии

1
  • Goga Basishvili

    Неужто есть идиоты, осуществляющие предоплату товара?