Отчетность

Предприниматели предложили свой вариант пенсионной реформы

В бюджете Пенсионного фонда к 2015 г. возникнет дыра в 2 трлн руб., подсчитала возглавляемая менеджерами “Лукойла” рабочая группа РСПП, и для содержания пенсионеров государству придется повышать соцналог

В бюджете Пенсионного фонда к 2015 г. возникнет дыра в 2 трлн руб., подсчитала возглавляемая менеджерами “Лукойла” рабочая группа РСПП, и для содержания пенсионеров государству придется повышать соцналог. Чтобы избежать этого сценария, предприниматели предлагают увеличить отчисления в накопительную часть пенсий, а нынешним пенсионерам платить за счет госбюджета. Чиновники против.

За ближайшие четыре года, включая нынешний, дефицит бюджета Пенсионного фонда (ПФР) вырастет со 112 млрд руб. до 900 млрд руб., подсчитал Леонид Федун, вице-президент “Лукойла” и руководитель рабочей группы по пенсионной реформе РСПП. А к 2015 г. дефицит вырастет до 2 трлн руб. — 3% ВВП и в полтора раза превысит доходы ПФР. Дефицит будет расти из-за увеличения отношения пенсионеров к работающим гражданам и повышения базовой пенсии, считает Константин Угрюмов, член рабочей группы и президент НПФ “Пенсионный капитал”. В 2005 г. правительство индексировало базовую пенсию дважды, напоминает Наталья Акиндинова из Центра развития, в 2006 г. тоже будет две индексации.

Рост дефицита ПФР заставит государство резко поднять налоги, опасается Федун. С 2005 г. базовая ставка соцналога была снижена с 35,6% до 26%.

Федун и Угрюмов предлагают государству справиться с проблемой дефицита ПФР так, как это сделали в “Лукойле”. Работники компании могут отчислять в пенсионные фонды долю своей зарплаты, работодатель перечисляет туда такую же долю, но не больше 7%. В среднем сотрудники “Лукойла” вносят в НПФ 4% зарплаты, этого достаточно, чтобы 40-летний сотрудник получал пенсию в размере половины его зарплаты. За 2006 г. резервы “Лукойл-Гаранта” выросли на 35% и достигли 6,1 млрд руб. А чтобы стимулировать больше работников копить на старость, Угрюмов предлагает освободить взносы граждан на будущие пенсии от подоходного налога, а взносы работодателей — от соцналога и налога на прибыль. Тогда будет устранено тройное налогообложение накопления, говорит он.

При этом сами взносы на страховую и накопительную часть пенсии рабочая группа РСПП предлагает увеличить до 19-20% зарплаты. А нагрузку по выплате пенсий нынешним пенсионерам — переложить на государство. Сейчас работники до 1967 г. рождения накапливают по 4% зарплаты, а остальные — ничего.

ПФР уверен, что масштаб беды преувеличен. В 2006 г. дефицит составит 94 млрд руб. и в дальнейшем будет ненамного выше, уверен советник руководителя ПФР Владимир Вьюницкий. Правда, Независимый институт социальной политики подсчитал, что в 2012 г. дефицит составит 633 млрд руб. Если пустить больше денег работающих граждан на накопления, уже сейчас дефицит ПФР сильно вырастет, говорит Вьюницкий. Это можно сделать, когда среди пенсионеров не останется никого, кто хотя бы год отработал по старому законодательству. Сейчас таких не больше 10%. “Если выплаты работников пойдут на накопление пенсий, за счет чего платить пенсионерам, которые ничего не успеют накопить?” — недоумевает гендиректор УК “КИТ Финанс” Владимир Кириллов.

Минздрав предлагает бороться с дефицитом ПФР по-другому: из страховых взносов финансировать только страховые выплаты, а нехватку денег на выплату базовых пенсий покрывать за счет федерального бюджета, говорит начальник отдела развития пенсионного страхования министерства Сергей Яблочкин.

Комментарии

2
  • Дмитрий
    Болтовня..... Жить то как будем если законодательство такое? А?
  • По существующему закону 167-ФЗ предприниматель вообще обязан платить 150 руб на своё пенсионное страхование и быть нищим в старости. Вот мой взгляд на эту проблему. Может кому нибудь пригодится для суда.
    О законности и правомерности уплаты предпринимателем страховых взно-сов на обязательное пенсионное страхование «за себя» в объеме, превышающем минимальный фиксированный платёж.


    Выдержка. Постановление Конституционного
    Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П
    Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Фе-дерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законода-тельной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность, и конкретность право-вых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимы для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего
    официально признанного статуса, приобретенных прав и действенности
    их государственной защиты.


    ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ
    НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

    1. Общие положения.

    Пункт 2 статьи 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимает физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Статья 23 ГК РФ распространяет правила регулирующие деятельность юридических лиц, являющиеся коммерческими организация-ми, на предпринимателей, уравнивает в правах предпринимательскую деятельность граж-дан и (организаций) юридических лиц.
    В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Закона от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсион-ном страховании в Р. Ф." индивидуальные предприниматели и организации (юридические лица) отнесены к страхователям. Тем самым в обязательствах по исчислению и уплате страховых взно-сов на обязательное пенсионное страхование они уравнены в правах.
    Основываясь на конституционном принципе равенства, равных условиях налогообложения и характере деятельности для всех лиц находящихся в правовом поле «Упрощенная система нало-гообложения», организаций (юридические лица) и индивидуальных предпринимателей, феде-ральный законодатель применил, и закрепил законом равный подход к установлению способа определения и исчисления единого налога и страховых взносов на пенсионное страхование.
    Для разных категорий страхователей - предпринимателей уплачивающих страховые взносы за себя и организаций (юридические лица) установлены единые правила исчисления и уплаты единого налога и страховых взносов на пенсионное страхование.( ст. 346.11 п.2, п.3) Данная пра-вовая позиция имеет важное значение для данной отрасли законодательного регулирования и, следовательно, подтверждает конституционный принцип равенства организаций (юридические лица) и предпринимателей в правах закрепленный статьей 23 п. 3 ГК РФ.
    Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложе-ния и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (статья 72, пункт "и" части 1; статья 75, часть 3 Конституции РФ).
    В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статьи 55п. 2 Конституции РФ).
    В соответствии Конституцией Российской Федерации (статья 57) и с Налоговым кодексом ст. 3 п.1. каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
    Установление налога означает определение в законе всех существенных элементов налогооб-ложения, включая налоговую ставку. В статье 3 п.2 НК РФ указано: налоги не могут иметь дис-криминационный характер и различно применяться к налогоплательщикам. Не допускается уста-навливать дифференцированные ставки налогов в зависимости от организационно-правовой фор-мы предпринимательской деятельности. Ни на кого не может быть возложена обязанность, упла-чивать налоги в ином порядке, нежели это определено налоговым кодексом.
    Налоговый кодекс Российской Федерации предписывает, что необходимые элементы налогооб-ложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить (пункт 6 статьи 3), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах толкуются в пользу нало-гоплательщика (пункт 7 статьи 3).
    Аналогичный принцип закрепляет и статья 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал ряд конституционных принци-пов налогообложения, которые распространяются и на обязательные платежи в страховые фонды и конкретизируются в Налоговом кодексе Российской Федерации, а именно - справедливости на-логообложения, юридического равенства плательщиков, равного финансового обременения, все-общности налогообложения. Он отметил, в частности, что тарифы страховых взносов, не имею-щие экономического обоснования, носят произвольный характер. (Постановление от 23 декабря 1999 года N 18-П).

    2. Краткая характеристика упрощенной системы налогообложения.
    Упрощенная система налогообложения в виде Главы 26.2, введена с 2003г и отнесена феде-ральным законодателем к специальному налоговому режиму (статья 18 НК РФ). Специальные на-логовые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождает от обязанности по уплате отдельных налогов, указанных в ст. 13-15 НК РФ.
    Упрощенная система налогообложения - это изложение самого правила поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в этом законе. В этой правовой норме изложены меры возможного и должного поведения (права и обязанности) налогоплательщиков.
    Данную правовую норму – норму общего действия - отличает и такое качество, как формальная определенность. Это означает, что данная правовая норма имеет строго определенное официаль-ное словесное выражение, которое не подлежит произвольному изменению кем бы то ни было, в процессе ее реализации или применения; норма права рассчитана на неоднократное действие (реа-лизацию или применение), она распространяется на не определенный персонально круг лиц и на-правлена на регулирование не единичного случая или отношения, а на определенный вид общест-венных отношений; она устанавливает единые права и обязательна для всех тех налогоплатель-щиков, кто находится или может находиться в пределах ее действия; устанавливает юридическое равенство и равное финансовое обременение и рассчитана на применение налогоплательщиками, находящимися в правовом поле, именуемом - УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕ-НИЯ.
    3. Характеристика налоговой базы при УСН.

    В соответствии с положениями статей 52-55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму авансово-го платежа по налогу по итогам каждого отчетного, а затем налогового периода на основе нало-говой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельно-сти за данный отчетный (налоговый) период. Налоговая база представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения.
    Налоговая база для предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, определена статьей 346.18 пункт 1. Налоговой базой признается денежное выражение доходов ор-ганизации или индивидуального предпринимателя.
    В соответствии с налоговым кодексом (Статья 41 НК РФ. Принципы определения доходов) до-ходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в слу-чае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль (доход) органи-заций" настоящего Кодекса.
    Общие вопросы исчисления налоговой базы определены в статье 54. П. 2 НК РФ. Индивиду-альные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Ми-нистерством финансов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными по контролю и надзору в области налогов и сборов.
    Доходом, согласно требованиям статьи 346.15, признаются доходы, определяемые в соответст-вии с признаками, указанными в статье 249, НК РФ. т.е. доходом признается выручка от реализа-ции товаров, работ, услуг ст. 39 и статьи 250 – внереализационные доходы.
    Единый налог исчисляется, как соответствующая налоговой ставке процентная доля налого-вой базы.
    Порядок исчисления налога определен статьей 346.21 п. 3. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы по итогам каждого отчетного периода, исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых плате-жей по налогу.
    Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответст-вии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
    То есть сумма единого налога, согласно пункту 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляется и уплачивается налогоплательщиками в федеральный бюджет и опреде-ляется как соответствующая процентная доля налоговой базы; при этом сумма единого налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму упла-ченных им за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налого-вый вычет). При этом основное требование ст. 346.21 - сумма налогового вычета на пенсионное страхование не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), начислен-ную за тот же период и подлежащую уплате в федеральный бюджет.

    4. Пенсионное страхование при упрощенной системе налогообложения для индивидуаль-ного предпринимателя, работающего без найма рабочих и
    платящего страховые взносы «за себя».

    Дальнейшее разъяснение пойдет о государственном пенсионном страховании предпринимате-ля. ( Не о добровольном !!!!! А о государственном пенсионном страховании)
    Индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страхо-вому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому до-говору. Федеральный законодатель, признавая индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования, предоставил им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, и не исключил возможность установления различных пра-вовых условий для разных категорий налогоплательщиков – предпринимателей.
    В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Закона от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсион-ном страховании в Р. Ф." индивидуальные предприниматели отнесены к страхователям, а в силу ст.7, к застрахованным лицам на которых распространяется обязательное пенсионное страхова-ние.
    В соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ статья 14 пункт 2 обязывает страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсион-ного фонда Р. Ф.
    Определениями налоговой базы Федерального закона "Об обязательном пенсионном страхова-нии в Российской Федерации", в котором пунктом 2 статьи 10 устанавливается, что объектом об-ложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов, являются объект нало-гообложения и налоговая база по единому социальному налогу, (гл.24 НК РФ ст.236, ст. 237.) ко-торая формируется из выплат и иных вознаграждений, начисляемых налогоплательщиками в пользу физических лиц (то есть заработной платы) Статьей 22. 167-ФЗ определяется тариф стра-хового взноса, а порядок исчисления сумм страховых взносов в отношении каждой части стра-хового взноса как соответствующая процентная доля базы (заработной платы) для исчисления страховых взносов. То есть имеется экономическая взаимосвязь заработной платы и начислением взносов на пенсионное страхование.
    Основополагающие требования Законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании 167-ФЗ от 15.12. 2001 г. Статья 2, абз. 3: Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. То есть, в этом законе, федеральный законодатель даёт прямую отсылку за-кона к положениям Налогового Кодекса. В нашем случае это отсылка к положениям Раздела VIII. I. Специальные налоговые режимы. К Главе 26.2. и статям 346.11 п.3, и ст. 346.21. п. 3 а. 2.
    Глава 26.2 НК РФ в статье 346.11 п.2 предусматривает замену уплаты единого социального на-лога уплатой единого налога исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налого-вый период. Налоговая база ст. 346.18 – денежное выражение доходов.
    Определения налоговой базы - (доходы), установленные Главой 26.2 УСН, в частности статья-ми 346.18 и 346.21, не совпадают с положениями налоговой базы закона 167-ФЗ» Об обязатель-ном пенсионном страховании в Российской Федерации"
    В Гл. 26-2 НК РФ и 167 - ФЗ законах совершенно разная юридическая связь налогооблагаемой базы с объектом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Законодательные базы юридически совершенно не связаны между собой.
    В 167 - ФЗ налоговая база – единый социальный налог, то есть то, что отвергают положения Главы 26.2 НК РФ ст. 346.11.
    При этом возникает проблема – проблема выбора права, подлежащего применению к тому или иному правоотношению. Возникает вопрос – какое законодательство применять предпринимате-лю при исчислении и уплате пенсионных взносов на своё пенсионное страхование?
    167-ФЗ вышел свет 15.12. 2001 года и он не адаптирован к нормам Главы 26.2 НК РФ.
    Глава 26.2 входит в Раздел VIII. I. Специальные налоговые режимы НК РФ более новая, вы-шла в 2002 году преимущество её, по определению, это то, что она введена в действие позже и яв-ляется главой налогового кодекса. То есть имеется преимущество за применением норм, установ-ленных главой 26.2.
    Право на обязательное пенсионное страхование для предпринимателя (страхователя и застра-хованного лица), в Российской Федерации, реализуется только в случае уплаты соответствующей суммы страховых взносов. Ст7 п.2 в соответствии с 167- ФЗ.
    Обязательство по уплате страховых взносов возникает у предпринимателя в силу ст. 14 п.2
    167 – ФЗ, и в Главе 26.2 НК РФ в силу ст. 346.11 п.3 и 346.21 п.3 налогового закона.
    Ст. 346.11 Общие положения П. 3. абз. 2: Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Основываясь на конституционном принципе равенства, равных условиях налогообложения и характере деятельности для всех лиц находящихся в правовом поле «Упрощенная система на-логообложения», организаций и индивидуальных предпринимателей, федеральный законодатель применил, и закрепил законом равный подход к установлению способа определения и исчисле-ния единого налога и страховых взносов на пенсионное страхование.
    Для разных категорий страхователей - предпринимателей уплачивающих страховые взносы за себя и организаций , установлены единые правила исчисления и уплаты единого налога и страховых взносов на пенсионное страхование. (Ст. 346.11 п. 2 и п. 3 НК РФ ) Данная правовая позиция имеет важное значение для данной отрасли законодательного регулирования и, следова-тельно, подтверждает конституционный принцип равенства организаций и предпринимателей в правах закрепленный статьей 23 п. 3 ГК РФ.

    В статье 346.21 установлен порядок исчисления и уплаты налога. Пункт 3 данной статьи устанавливает общую льготу налогоплательщикам, применяющим УСН по уплате платежей на пенсионное страхование. Сумма налога (авансовых платежей по налогу) исчисленная за налого-вый период уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В данном случае источник налоговых льгот не имеет практического значения для налогоплательщи-ка, который вправе использовать все льготы, установленные действующим законодательством. "Упрощенцы", выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы", вправе уменьшить сум-му единого налога (авансового платежа) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, (-50%) уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ.
    ( Установление налога означает определение в законе всех существенных элементов на-логообложения, включая порядок исчисления и налоговую ставку.)
    Тариф страхового взноса и порядок исчисления на обязательное пенсионное страхование имеет в главе 26.2 экономическое обоснование, от суммы полученного дохода, а сумма взноса опреде-лена статьей 346.21 п. 3 а. 2 – до 50%. Эта статья обязует налогоплательщиков выполнять её тре-бования, и не представляет им никаких отличий и зависимости от организационно-правовой фор-мы предпринимательской деятельности.
    Как видно из изложенного, данные нормы не позволяют расширенного толкования и не со-держат никаких дополнительных требований к налогоплательщику увеличить или уменьшить (то есть больше или меньше 50% от налоговой базы) сумму единого налога в зависимости от того, за кого он платит страховые взносы на пенсионное страхование - за себя или за наемных работников.
    В соответствии с требованием статьи 346.21 плательщики страховых взносов при упрощенной системе налогообложения не вправе распоряжаться по своему усмотрению частью своего дохода, которая в виде определенной денежной суммы подлежит обязательному взносу в Пенсионный фонд Российской Федерации. (Ст. 3. НК РФ: ни на кого не может быть возложена обязанность уп-лачивать налоги в ином порядке, чем это определено налоговым кодексом)
    Законодатель в статье 346.21, установил принцип равного налогового бремени на налогопла-тельщиков (организаций и предпринимателей), который вытекает из статей 8 (часть 2), 19 и 57 Конституции Российской Федерации.
    Иное означало бы, что налогоплательщики поставлены в неблагоприятные, дискриминацион-ные условия по сравнению с другими в зависимости от вида или организационно правовой формы предпринимательской деятельности.
    В связи с тем, что статья 346.11, освобождает организации и предпринимателей от уплаты еди-ного социального налога, дает равные права организациям и предпринимателям в уплате страхо-вых взносов на обязательное пенсионное страхование, федеральный законодатель в пункте 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Р. Ф. предусмотрел иное правовое регулирование экономически обоснованных ставок страховых взносов на пенсионное страхование и определил новый экономи-чески обоснованный организационно-правовой механизм его реализации, путем установления иного порядка и размера отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации для налогопла-тельщиков (организаций и предпринимателей).
    Преследуя публичные цели - обеспечить экономически обоснованное поступление в бюджет платежей по единому налогу и не допустить необоснованных ограничений на пенсионное страхование налогоплательщиков, законодатель установил требование в виде нормативного со-отношения суммы единого налога и взносов на пенсионное страхование, содержавшееся в пункте 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом не ввел никаких дополни-тельных ограничений и требований к участникам налоговых правоотношений в зависимости от организационно правовой формы их экономической деятельности. Очень важно, что при этом не ущемляются частные интересы налогоплательщиков, особенно тех из них (предпринимателей), кто в силу объективных причин не могут на других режимах налогообложения иметь экономиче-ски обоснованное формирование пенсионных накоплений.
    Введение федеральным законодателем такого соотношения налога и отчислений на пенсион-ное страхование находится в пределах его конституционных полномочий.
    При этом законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и впоследствии только он вправе внести изменения в правовое регулирование порядка уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
    В данном случае, законодатель при определении применения нормативов, предусмотренных для целей исчисления пенсионных взносов, не использует такой прием юридической техники, как прямая отсылка к положениям, относящимся к соответствующему законодательству. В данном случае прямая отсылка к 167-ФЗ отсутствует.
    В данной ситуации возможно применение пенсионного законодательства только по анало-гии, и только в том, в чем не противоречит положениям ст. 346.21 и статьи 3 НК РФ, согласно ко-торой акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
    В данном случае законоположения о пенсионном страховании в 167-ФЗ должны применяться в части, не противоречащей положениям главы 26.2 НК РФ. и ст. 346.21. А уплата взносов на пен-сионное страхование должна осуществляться в полном объёме.
    Исключив в 167 - ФЗ из пункта 2 статьи 28 норму, ограничивающую для предпринимателей максимальный размер фиксированного платежа (в сумме 3600руб) Федеральным законом от 29 мая 2001 года N 57-ФЗ, в статье 14, федеральный законодатель признал тем самым ее неэффектив-ность и неадекватность целям пенсионного страхования, поскольку она создавала необоснованные ограничения для использования фиксированного платежа и снижала экономические стимулы к обеспечению достойного уровня пенсионного накопления предпринимателями. Тем самым было признано, что ограничение, устанавливавшееся ранее, не отвечало принципу баланса публичного и частного интереса, и не было экономически обосновано.
    Теперь обратим внимание на такой существенный и немаловажный объект пенсионного обес-печения, а именно – возможно ли при неуплате предпринимателем экономически обоснованной в ст. 346.21 суммы на пенсионное страхование, получения в старости пенсии в достойном объеме, не унижающую его человеческого достоинства.
    Определим, куда в бюджете распределяется поступающий единый налог при УСН.
    Для этого обратимся к положениям Бюджетного кодекса.
    Обратите внимание!!! В бюджетном кодексе 145-ФЗ от 31. 07. 1998 г. не предусмотрено от-числений на пенсионное страхование от суммы единого налога взимаемого в связи с примене-нием упрощенной системы налогообложения. См ст. 146 . Приведу выдержку.
    Статья 146. БК РФ Доходы государственных внебюджетных фондов.
    1.1. В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяе-мые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы от следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режима-ми:
    единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения:
    - в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 процента;
    - в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - по норма-тиву 4,5 процента;
    - в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 5 процен-тов; Обратите внимание!!! В бюджетном кодексе не предусмотрено отчислений от единого налога в бюджет пенсионного фонда на пенсионное страхование
    Рассмотрим пример.
    При уплате предпринимателем только по 150 рублей в месяц (ст. 28 167-ФЗ). За 25 лет пред-принимательского - трудового стажа он накопит в ПФР только 45000 рублей своих пенсионных взносов. При делении на ожидаемый период выплаты пенсии в 19 лет (228 месяцев) это составит трудовую пенсию, равную 197.37 руб.
    Базовую часть пенсии государство вынуждено сейчас платить только по тому, что прежний со-циалистический строй имел другие методы начисления пенсии. В новом строе эти методы отмене-ны. То есть к тому времени, когда предприниматель уйдет на пенсию, базовая часть пенсии уже не будет существовать. Тогда он будет получать только 197.37 рублей пенсии. Этого не хватит даже на достойную смерть. Но если государство будет платить базовую часть пенсии 1000 руб-лей, тогда ежемесячно к выдаче он будет получать пенсию 1000руб + 197.37 руб. = 1197.37 руб. Это даже по современном уровне цен ниже существующего прожиточного минимума.

    Очень важно то, что предприниматель, в процессе своей деятельности, если не будет постоянно платить всю сумму страховых взносов указанную в ст. 346.21 (50% от дохода) на обязательное пенсионное страхование, то он не получит на пенсионное страхование соответствующих накопле-ний и получит пенсию унижающую его человеческое достоинство, а может и невоз-можность дальнейшего его существования как личности.
    Признав индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую дея-тельность по упрощенной системе налогообложения, участниками системы обязательного пенси-онного страхования, и предоставляя им возможность самостоятельно формировать свои пенсион-ные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода, ввел правило об уплате предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхова-ние и определил только его минимальный фиксированный размер (ст. 28 в 167 - ФЗ), обязатель-ный для уплаты независимо от предпринимательской деятельности. Остальная часть фиксирован-ного взноса носит экономически обоснованный характер и обязательна к применению для неог-раниченного круга лиц.
    Для предпринимателей 167-ФЗ установлен фиксированный платеж взносов на пенсионное страхование. Минимальная сумма платежа определена 150 руб. \ месяц.
    Вся стратегия 167-ФЗ установлена на экономическом принципе начисления взносов на пенси-онное страхование. Тариф и ставки страховых взносов носят строго определенный характер и ус-тановлены в процентном соотношении с базой для начисления страховых взносов (ст.22 и ст.33)

    Таким образом, налогоплательщик – предприниматель (страхователь, застрахованное лицо) имеет законом установленное право на применение экономически обоснованного налогового вы-чета по данному налогу в размере исчисленных и уплаченных им в полном объёме, (на основании ст. 346.21 п.3) за тот же отчетный период страховых взносов на своё обязательное пенсионное страхование.

    В силу конституционно обусловленной всеобщности пенсионного, обеспечения пункт 2 статьи 14 и п. 2 ст. 15, 167-ФЗ в их конституционно-правовом смысле определяется непосредственное, т.е. личное, участие предпринимателя – страхователя (застрахованного лица) в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию в учреждениях Пенсионного фонда Российской Фе-дерации. Именно при условии, что предприниматель обязан платить страховые взносы за самого себя, позволяет возникновению у него и формированию его страховой и накопительной частей трудовой пенсии, и рассматривается как обязательное право, гарантированное статьями 19 (часть 1) и 39 Конституции Российской Федерации. А согласно ст. 346.21 НК РФ размер пенсионного платежа носит экономический характер, что позволяет предпринимателю за счет исчисления и уплаты, в пределах установленных норм, своим трудом создавать свою будущую пенсию.
    Исходя из конституционных принципов равенства (статья 19 Конституции Российской Федера-ции) и соразмерности ограничений прав и свобод граждан социально значимым интересам и це-лям, закрепленным в Конституции Российской Федерации (статья 55, часть 3), обеспечение не-формального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина - предпри-нимателя (в зависимости от его дохода) к уплате страхового взноса в соответствующем размере.
    Правовое регулирование взимания страховых взносов не должно приводить к тому, что равное право на трудовую пенсию (статья 39, части 1 и 2 Конституции Российской Федерации) для раз-ных категорий плательщиков страховых взносов окажется связанным с существенно несоразмер-ными отчислениями на его финансирование.
    Применяя положения 167- ФЗ, ст. 28 "Об обязательном пенсионном страховании в Россий-ской Федерации" и «Методические рекомендации о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» (Письмо ПФР от 11 марта 2002 г. N МЗ-09-25/2186) в порядке, не противоречащем положениям Гл. 26.2 ст. 346.21, индивидуальные пред-приниматели обязаны вносить экономически обоснованные страховые взносы в бюджет Пенси-онного Фонда в виде фиксированного платежа. Таким образом, требования об уплате фиксирован-ного платежа полностью соответствует требованию п. 3 ст. 346.21 НК РФ в том, что взносы долж-ны уплачиваться в соответствии с законодательством РФ, и 167-ФЗ Статья 2, абз. 3 и регулируют-ся законодательством РФ о налогах и сборах.
    Статья 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страхова-нии в Российской Федерации" и статья 346.21 п.7 устанавливают сроки и обязует (требует) от страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсион-ного фонда Российской Федерации

    Закон об упрощенной системе налогообложения был принят 24.07. 2002 г.(104-ФЗ). Последнее правовое регулирование было проведено 21.07.2005 г. федеральным законом №101-ФЗ. Настоящее правовое регулирование лишь частично изменило статью 346-21. В данное законоположение вне-сено изменение в дополнительном уравнивании прав предпринимателей и организаций. Теперь они называются одним словом – налогоплательщики. В целом основополагающие принципы ста-тьи сохранилась в первозданном виде.



    5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Положение статьи 6 (часть 2) Конституции Российской Федерации утверждает, что каждый гражданин Российской Федерации, обладает равными правами, и исполняет равные обязанности применительно к государственному пенсионному страхованию. Это означает не только равные права на получение пенсий, но и равные обязанности в несении бремени по образованию Пенси-онного фонда Российской Федерации; иное решение означало бы переложение бремени участия одних категорий граждан в образовании этого Фонда на другие категории граждан, что противо-речило бы конституционным принципам справедливости и недопустимости такого осуществления прав и свобод, которым нарушаются права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации). Выполнение конституционной обязанности по уплате страховых взносов является конституционным правом и обязанностью граждан, предпринимателей.
    Использование различных механизмов пенсионного обеспечения для разных категорий налогоплательщиков предусмотрено законодателем в целях соблюдения баланса их интересов и рассматривается как конституционный принцип равенства перед законом.
    При этом механизм вступления предпринимателя в правоотношения по обязательному пенси-онному страхованию исходит из необходимости соблюдения принципа всеобщности пенсионного обеспечения и не должен препятствовать реализации права предпринимателя на достойное пенси-онное обеспечение.
    Именно при условии, что предприниматель платит страховые взносы за самого себя - ст. 346.11, в объеме требований статьи 346.21 пункта 3 налогового кодекса Российской Федерации, (но не более чем на 50% от суммы единого налога), позволяет ему сформировать страховую на-копительную части трудовой пенсии и создать соответствующие права, гарантированные статьями 19 (часть 1) и 39 Конституции Российской Федерации на достойную пенсию в старости не уни-жающую его человеческого достоинства.

    Таким образом, предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, яв-ляющиеся плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за истек-шие 2003 – 2004 - 2005 годы и в дальнейшем, обязаны исчислять от суммы единого налога, но не более чем на 50 процентов, учитывать и включать уплаченную сумму своих страховых взносов в налоговые декларации по единому налогу в тех налоговых периодах, в которых она была фактиче-ски ими уплачена.
    Иного вывода из положений статей 23 п. 3 ГК РФ, ст. 346.11, 346.21 НК РФ применительно к данным налогоплательщикам (организациям и предпринимателям) не следует.
    При таких обстоятельствах соотношения платежей предпринимателя в части уплаты единого налога и взносов на пенсионное страхование законны и обоснованны.



    Предприниматель Образцов Владимир Михайлович