Представители российских деловых объединений, банки и предприниматели поддерживают появление новой программы льготного кредитования по ставке 3%, однако считают, что перечень компаний и отраслей, которые смогут воспользоваться господдержкой, должен быть максимально расширен.
При нынешних условиях объем заявок на новую программу может составить менее половины от объема одобренных по программе ФОТ 2.0.
Банки 9 марта начали принимать первые заявки на кредиты под 3%. По условиям новой программы, взять такие кредиты смогут юридические лица и ИП, в частности, получившие ранее кредиты под 2% годовых по другой антикризисной программе и работающие в наименее восстановившихся отраслях российской экономики, к которым относятся общепит, культура, спорт и развлечения, организация мероприятий, туристический бизнес.
На новую льготную кредитную программу будет выделено около 7,7 млрд рублей. Размер кредита будет зависеть от числа сотрудников, занятых в организации. Максимальная сумма — 500 млн рублей. Главным условием является сохранение заемщиком не менее 90% рабочих мест в период действия договора.
Мнение бизнеса
Нина Литвинова — общественный уполномоченный бьюти-индустрии, вице-президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты, член Партии Роста, управляющий партнер федеральной сети маникюра и педикюра «Пальчики».
«Основной момент в том, что салоны индустрии красоты не восстановились так же, как и перечисленные в вышедшем постановлении ресторанная, культурная, туристическая отрасли, сферы развлечений и досуга. Как я уже неоднократно говорила, мы все очень взаимосвязаны. Поэтому то падение спроса, которое испытывают сейчас, названные не восстановившиеся отрасли, абсолютно также симметрично и для индустрии красоты.
Мы тоже относимся к пострадавшим отраслям экономики, в которых не восстановился или не вернулся спрос, а еще мы — человекоемкая отрасль, для которой человеческий фактор и сохранение численности персонала являются очень важными и ключевыми моментами в работе.
Мы считаем, что бьюти-индустрия должна быть в этом списке. И надеемся, что нас услышат и дадут возможность предпринимателям нашей страны, а особенно это актуально для регионов, в которых падение выручки к прошлому году составило около 50%, воспользоваться этой мерой поддержки.
Если для Москвы помощь может быть не самой актуальной, потому что так или иначе спрос в столице постепенно восстанавливается и сейчас падение составляет 20-25% к предыдущему году, то для регионов, например, Краснодара, Нижнего Новгорода, Владивостока — это жизненно-важная история. Я уверена, что предприниматели индустрии красоты именно из регионов, должны воспользоваться этой мерой поддержки, что даст им возможность сохранить численность персонала».
Николай Пальченко — руководитель регионального отделения Партии Роста в Мурманской области, совладелец АО «МПЗ «Аскона».
«В условиях просадки спроса, нужны меры, которые позволят предприятиям из пострадавших отраслей снизить ежемесячные расходы. Например, дать субсидии поставщикам ключевых услуг для МСБ: электроэнергии, ЖКХ, арендодателям торговых площадей, чтобы те, в свою очередь, могли снизить стоимость своих услуг. Много есть мер, о которых в Правительстве знают.
Вместо этого, решили дать деньги банкам, лишний раз подтвердив, что цель антиковидных экономических мер — любыми путями сохранять занятость в выборный год.
Ссуда — это, конечно, лучше, чем ничего, но в таких условиях, на мой взгляд, ссуда и есть — практически ничего. Предприятия продолжат накапливать кредиторскую задолженность в условиях превышения расходов над доходами. Уверен, что многие предприятия МСБ, успешно работавшие до эпидемии, сменят владельцев. Будущие опросы покажут, что ссуды им особо не помогли».
Аркадий Мурзаев — член Политсовета Ростовского регионального отделения Партии Роста, учредитель ООО «Экспорт-Трейд», учредитель ООО «Центр профессионального образования «Развитие».
«Документ с длинным и малопонятным с перового раза названием, объемом в 16 страниц, плюс еще несколько приложений, наверняка должен касаться очень важного вопроса. И это действительно так. Бумага касается выдачи субсидий банкам, чтобы они потом эти деньги раздали предпринимателям на восстановление деятельности. При этом исходя из текста и сути документа, восстановление деятельности измеряется сотрудниками предприятия умноженными на 12 месяцев.
Если кратко изложить его суть, то денег дадут, но, судя по всему, далеко не всем и не много. Теперь кредиты будут давать под 3 процента годовых на срок 12 месяцев. Первые 6 ничего платить не надо. Зато во втором полугодии необходимо будет погасить и сам кредит, и все проценты.
Радует, что за займом можно обратиться даже в тот банк, в котором у предприятия нет расчетного счета, а так же можно попробовать получить деньги без имущественного залога.
Огорчает, что гостями на этом празднике жизни смогут стать только представители нескольких отраслей. Причем требование соответствия основного кода ОКВЭД утвержденному перечню уже отсутствует — достаточно дополнительного. А вот почему нельзя было так сделать раньше? Когда тысячи предприятий „пролетели“ мимо всех форм поддержки из-за этого кода?
Судя по всему, среди авторов данного документа присутствовали убежденные оптимисты. Иначе очень трудно объяснить, что должно произойти, чтобы предприятие, нуждающееся в кредите, чтобы не сокращать численность сотрудников, уже через полгода смогло начать его выплачивать, да еще с процентами!
Возникает смутное и волнующее ощущение, что чего-то мы еще не знаем, а это что-то и есть самое главное, ибо позволит всего за полгода рвануть вперед всей нашей экономике. И это должно наполнять оптимизмом уже всех нас».
Начать дискуссию