Налоговики рассказали, как эффективно внедряют процесс медиации для бесконфликтного урегулирования налоговых споров. Представители бизнеса же, с одной стороны, в этом сомневаются, а с другой — говорят об «изобретении велосипеда».
Рассказала на своей странице в Facebook Ольга Сафонова, сотрудник адвокатского бюро CTL.
«В ноябре 2020 Даниил Егоров в интервью «Россия-24 сказал», что самый животрепещущий вопрос для ФНС сейчас — это вопрос коммуникаций и вопрос бесконфликтного администрирования.
С этой целью запущен «Реестр причин возникновения споров», в котором всем причинам налоговых споров присваивается степень приоритетности от низкой до высокой (Приказ ФНС от 25.11.2020 № СД-7-9/848@), и в дальнейшем ведется работа по их устранению. Способы нивелирования — от разъяснительной работы с ТНО до внесения изменения в законодательство.
Развитие медиации поможет решить проблемы коммуникаций налогоплательщиков с налоговыми органами. Сегодня была проведена конференция по теме «Бизнес-медиация в России: что делать», на которой выступили руководитель УФНС по СПб А.В. Гнедых и его зам, курирующая вопросы контрольно-аналитической и контрольной работы Ю.В.Костецкая.
Чиновники поделились опытом проведения двух налоговых медиаций и рассказали о приоритетах работы налоговых органов. Гнедых сделал акцент на снижении количества ВНП (с 2015 года снижение в три раза) и озвучил цифру в 11 млрд руб — как результат аналитической работы УФНС по СПб за 2020 год. То есть 12% налогоплательщиков СПб, находившихся в критерии риска и получивших убедительные доводы со стороны налоговых органов, доплатили налоги в бюджет и вышли из рисков.
Центр обучения «Клерка» приглашает на бесплатный вебинар «Мифы и стереотипы налоговых проверок. Полное разоблачение». 23 апреля, начало в 11:00 мск.
Результатом первой медиации стало поступление в бюджет в течение трех месяцев 120 млн руб. и выход налогоплательщика из критериев риска. Но перед заключением медиативного соглашения, по словам руководителя УФНС по СПб, была проведена большая подготовительная работа. Первое, что было сделано, — придание этому вопросу «высшего уровня цивилизации и максимальной открытости и публичности», а также согласовали этот вопрос с прокуратурой Санкт-Петербурга, поскольку дело новое.
Провели брифинг на площадке уполномоченного по правам предпринимателей Александра Абросимова с приглашением всей общественности и показали, по какому пути идет налорг. Среди проблемных вопросов была проблема выбора медиатора, поскольку выбор должен быть за налогоплательщиком и налоговый орган не должен навязывать никаких кандидатур. Это право компаний.
Другим вопросом стала оплата труда медиатора. Налоговый орган является бюджетной организацией и в статьях расходов не предусмотрены подобные траты, но оплата ложится на плечи налогоплательщика и налоговый орган не участвует в этом вопросе по величине вознаграждения.
В качестве предложения Гнедых высказал идею внесения изменений в закон о медиации в виде прейскуранта цен на услуги медиаторов в зависимости от уровня рисков налогоплательщика. Руководитель УФНС озвучил градации рисков: до 50 млн руб., свыше 100 млн руб.
В случае неисполнения медиативного соглашения налогоплательщиком налоговый орган обещает посылать материалы ФССП для принудительного исполнения. А.В.Гнедых высказал опасения о потенциальной возможности обжалования налогоплательщиком подписанного медиативного соглашения. УФНС проведены консультации с судом и «абсолютно уверены, ... что этот суд мы выиграем». Но чиновник подчеркнул, что в случае проигрыша не утрачена возможность проведения выездной налоговой проверки и доначисление тех сумм, которые были отражены в медиативном соглашении.
Ю.В.Костецкая добавила, что проведенная медиация касается не самих налоговых обязательств налогоплательщика, а рисков. Цель налоговых органов — убедить компанию, что данные риски могут привести и приводят к неуплате налогов, и налогоплательщик, в свою очередь, признает свою обязанность и предоставляет уточненные декларации.
Но в силу разных причин налогоплательщик не может уплатить сразу всю сумму, и медиативное соглашение как раз позволяет, без превышения полномочий налоговым органом, установить сроки предоставления уточненных деклараций и соответственно сроки уплаты этих сумм налогов, без потерь бюджета.
Практику проведения медиаций планируется продолжать, так как это имеет отклики как со стороны налогоплательщиков (освобождаются от штрафных санкций), так и налоговых органов (не нужно выходить на ВНП)«.
В комментариях пишут:
«Чуть ранее в интервью на питерском радио представители налоговой говорили, что возможно предусмотреть участие в оплате процедуры медиации за счёт бюджетных средств».
Кто-то высказывает сомнения:
«Обалдеть. Чиновник заявил о снижении ВНП. А ничего, что под видом вне рамок налоговой проверки и проверки контрагентов столько документов затребуют, что та же самая ВНП скрытая получается».
Еще мнение, кто будет выступать в роли медиаторов:
«А в качестве медиаторов, видимо, как раз привлекали прокуратуру. Чтобы сговорчивее были».
А кто-то пишет, что в начале нулевых были признаки медиации, когда это еще не стало мейнстримом:
«Я сомневаюсь, что меня здесь поймут. Но если раскрыть понятие „медиация“ и сделать скидку на возраст молодого Даниила Егорова, то ещё в начале 2000 при условии вменяемости и профессионализма начальника инспекции, уже были признаки медиации. И медиаторы не нужны были. После рассмотрения разногласий по акту ВНП при грамотном подходе и бизнес оставался работоспособным и бюджет наполняли».
Вот уж правда, «изобрели велосипед».
Комментарии
2может для начала начнут отвечать на звонки?
Ещё одну прослойку создают между налоговой и налогоплательщиком, будет ли скорость? Зато затраты точно будут!