Хотя электронные трудовые книжки уже вовсю используются, вопросы, связанные с ними, по-прежнему периодически возникают. Приводим свежие разъяснения госорганов.
Рассказала эксперт по трудовым отношениям Юлия Жижерина на своей странице в Facebook.
«Коллеги, а кому было непривычно не выдавать трудовые книжки работникам, которые вновь устраиваются на работу? У меня клиенты говорят, что чувствуют себя немного странно без оформления трудовых книжек. Чувствуете ли вы себя уже немного в будущем, где нет трудовых книжек и книг учета? Да, ведение сведений о трудовой деятельности (или, как пишут СМИ, «электронные трудовые книжки») уже стало нашей реальностью. Но вопросы остаются, поэтому следим и за разъяснениями госорганов, и за судебной практикой.
Вот несколько разъяснений, которые были совсем недавно. Видели ли вы их?
- Если работник не подал до 31 декабря 2020 г. заявление о выборе формата трудовой книжки и не подпадет под категорию лиц, имеющих право написать заявление в любое время, он в последующем может отказаться от ведения трудовой книжки и предоставления ему сведений о трудовой деятельности (Письмо ПФР от 26.02.2021 № С-4583-08/7697)
- Работодатель не обязан принимать от работников заявления о продолжении ведения бумажной трудовой книжки после 01.01.2021, если они имели возможность подать такое заявление, но не подали его (то есть не попадают под норму, указанную в ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ) (Письмо ПФР от 26.02.2021 № С-4583-08/7697)
Вопрос: Вправе ли работодатель отказать в приеме на работу, если соискатель отказывается представить сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р или СТД-ПФР?
Ответ: Работодатель вправе отказать соискателю в приеме на работу только по причинам, связанным с его деловыми качествами. Отсутствие у соискателя сведений о трудовой деятельности по форме СТД-Р или СТД-ПФР не является основанием для отказа в приеме на работу (27.01.2021. Сайт «Онлайнинспекция.рф»)
Вопрос: Обязан ли работодатель хранить заявления работников о выборе формы ведения трудовой книжки и в течение какого периода?
Ответ: Сроки хранения документов, связанных с приемом, переводом на другую работу (перемещением), увольнением работников, кадровым учетом, установлены в Перечне, утвержденном Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236 в подразделе 8.1 разд. 8 «Кадровое обеспечение».
Заявления о представлении сведений о трудовой деятельности либо о продолжении ведения трудовой книжки в Перечне N 236 не поименованы. При этом документы, вошедшие в личное дело работника организации, хранятся в течение 50/75 лет (ст. 445 Перечня № 236). Документы по личному составу, законченные делопроизводством после 01.01.2003, хранятся 50 лет. Данные сроки исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором документы были закончены делопроизводством.
Таким образом, в случае если работодатель в локальном нормативном акте установит, что заявление о выборе способа ведения трудовой книжки является частью личного дела работника, то срок его хранения, согласно Перечню № 236, составит 50 лет (Консультация эксперта, Минтруд России, 2021)
Вопрос: При приеме работника в 2021 году с бумажной трудовой книжкой (если он уволен с последнего места работы в середине 2020 года) нужно ли новому работодателю письменно уведомлять работника об изменениях и давать написать 1 из 2 заявлений? Или такой обязанности уже не будет в 2021 году и достаточно устно уточнить, уведомляли ли работника об изменениях и предложить написать 1 из 2 заявлений?
Ответ: Нет, не нужно. Такая обязанность существовала до 31.10.2020 (24.12.2020. Сайт «Онлайнинспекция.рф»)«.
А Центр обучения «Клерка» совместно с Юлией Жижериной приглашает на бесплатный вебинар «Дистанционная работа: что нужно знать бухгалтеру и кадровику». Он состоится 12 мая, начало в 11:00 по Москве.
Начать дискуссию