В аппарате Титова предложили комплекс мер по «разгрузке» ФССП

Систематическое бездействие приставов по хозяйственным спорам вынуждает бизнес решать проблемы иными способами – например, возбуждать уголовные дела либо соглашаться на «платежи за ускорение».

Систематическое бездействие приставов по хозяйственным спорам вынуждает бизнес решать проблемы иными способами — например, возбуждать уголовные дела либо соглашаться на «платежи за ускорение».

Об этом говорится в материалах, подготовленных к очередному ежегодному докладу Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту России.

Чрезмерная загруженность и низкая эффективность Федеральной службы судебных приставов (ФССП) не позволяет эффективно применять ее механизмы для исполнения решений по хозяйственным спорам и гражданским искам.

В 2020 году в России было возбуждено 70 млн новых исполнительных производств (на 1,5 млн больше, чем в 2019 году). В целом в производстве ФССП оставалось 110 млн исполнительных производств (на 7 млн больше, чем в 2019 году). За 2020 год служба окончила (или прекратила) на 400 тыс. исполнительных производств меньше, чем за 2019 год.

«Динамика явно неблагоприятная, — констатирует общественный омбудсмен по вопросам исполнения судебных решений Роман Терехин. — ФССП перегружена „небольшими“ делами об административных правонарушениях, в первую очередь, ГИБДД. Нагрузка пристава в семь раз превышает норму, определенную постановлением Минтруда от 2002 года».

Как результат, фактическое исполнение в категории «взыскание с юридических лиц в пользу юридических лиц» составляет всего 17,45% (из 699,5 тыс. производств фактически исполнено 122 тыс. (в том числе 73,5 тыс. добровольно). Даже самый высокий показатель — 47,8% в категории «взыскание с юридических лиц в пользу физических лиц» (из 621 тыс. исполнено 297 тыс., в том числе 233 тыс. добровольно), все равно составляет меньше половины.

Общая сумма денежных средств, подлежащая взысканию в 2020 году, составила 3,6 трлн руб. Взыскано было 448,7 млрд руб., то есть 12,2% от общей суммы.

Есть проблемы и с добровольным исполнением обязательств по исполнительным документам. Поскольку уровень нагрузки судебных приставов-исполнителей традиционно чрезмерен, связаться с ними по указанным на сайте ФССП телефонам почти невозможно. Зачастую приставы уклоняются от приема участников исполнительного производства в определенные для этого периоды времени. В результате у территориальных органов ФССП отсутствует информация о фактах добровольного исполнения (даже в случае отправки копий платежных документов), а аресты, наложенные на имущество предпринимателя, сохраняются дольше положенного.

Банк данных исполнительных производств на сайте ФССП не позволяет искать информацию о задолженности по таким реквизитам, как ОГРН / ОГРНИП и (или) ИНН. Существующий поиск по наименованию должника и его адресу не слишком корректен, поскольку у предприятий нередки одинаковые наименования, а информация об адресе не всегда точно отражается в системе. Кроме того, нет возможности проверить информацию о наличии исполнительного производства по реквизитам предпринимателей-кредиторов.

Из-за отсутствия удобного информационного сервиса предприниматели вынуждены лично (или через представителя) взаимодействовать с аппаратом ФССП, усугубляя нагрузку.

Для решения комплекса проблем предлагается увеличивать штат судебных приставов, поднимать им зарплату и одновременно вводить дополнительные меры за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, включая механизм взыскания с ФССП убытков, причиненных взыскателям.

Передать функции ФССП по взысканию штрафов за нарушение правил дорожного движения самой Госавтоинспекции. Для задолженностей, не превышающих определенный порог (например, 5 000 рублей), разработать процедуру «упрощенного исполнительного производства», с одновременным соблюдением права должника на своевременное информирование о наличии исполнительного производства, а также его права должника на добровольное исполнение требований.

Разработать механизм электронного взаимодействия участников исполнительного производства и приставов по аналогии с электронной системой арбитражных судов «Мой Арбитр» (с размещением в системе информации обо всех процессуальных действиях сотрудников ФССП). При этом акты, издаваемые сотрудниками ФССП, должны иметь равную юридическую силу как на бумажном носителе, так и в электронном виде (при заверении электронной подписью). Начало течения сроков в исполнительном производстве должно устанавливаться с момента опубликования процессуальных документов в электронной системе. В режиме ограниченного доступа должна существовать возможность ознакомиться с материалами исполнительного производства в электронном виде.

Помимо этого, предложено рассмотреть возможность предоставить отдельным категориям взыскателей возможность осуществлять взыскание без обращения к службе судебных приставов — по аналогии с действующим правом взыскателя обратиться за исполнением напрямую в кредитную организацию, в которой у должника имеется счет.

Комментарии

3
    • VadimBA

      Там не менять надо работу, а кардинально все реформировать. Ибо люди, которые все это время идентифицировали должника по фамилии, имени, отчеству - профессионально безнадежны.

    • Александр @42

      Потому что ничего не будет сделано. Если сделать "все как надо", то это может вызвать реальное социальное возмущение со всеми вытекающими. Именно поэтому эту сферу стараются минимально реформировать, хотя во время пандемии они перешли на ЭДО по ключевым вопросам, но это, чтобы меньше выходить из кабинетов.