ЦБ в июле может рассмотреть повышение ключевой ставки шагом от 0,25 до 1 процентного пункта, заявила глава регулятора Эльвира Набиуллина. Таким образом, ставка уже в июле может составить от 5,75 до 6,5% годовых.
Комментирует Вадим Ковригин, руководитель регионального отделения Партии Роста в Липецкой области, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова.
«Обычно ключевую ставку повышают для сдерживания деловой активности и инфляции. Сейчас российская экономика весьма быстро растет, но этот рост восстановительный после запретов 2020 года. И следует ли его сдерживать? Не думаю.
По мнению большинства экспертов, повышение ставки на один процент влечёт потерю скорости развития экономики в один-два процента в год. Из-за повышения ключевой ставки на один процент повышаются в среднем на пол-процента ставки по банковским вкладам, на один-два процента ставки по кредитным продуктам. Уменьшается скорость обращения денег. Хозяйствующие субъекты и граждане имеют больше стимулов сберегать, нежели приобретать и развивать.
Единственным положительным последствием повышения ключевой ставки является сдерживание инфляции. ЦБ во время пандемического кризиса проводил очень правильную политику — „дешевых денег“ (т.е. снижал ключевую ставку). регулятор давал „дышать“ производству. Да, ставка была меньше инфляции, наблюдался отток вкладов из банков. Но банки к этому приспособились, больше отдавая приоритет конверсионным операциям (брокерские услуги, обмен валюты, проведение расчетов и т.п.).
Зачем сейчас повышать ставку? Это только нанесёт удар производству. Да, инфляция ускорилась, но это общемировая тенденция из-за восстановления деловой активности после пандемии и эффекта отложенного спроса (повышения спроса на товары, покупку которых граждане откладывали из-за пандемических запретов). Да и не наносит инфляция в 5-6 процентов серьёзного удара по экономике. Деловая активность вечно расти не может, а эффект отложенного спроса постепенно „тает“.
Очень зря ЦБ планирует повышать ставку».
Начать дискуссию