Законопроекты

Куда не пустят иностранцев?

Как стало известно Ъ, правительственный пакет мер, регулирующих доступ к российским стратегическим отраслям, может оказаться шире, чем предполагалось.

Как стало известно Ъ, правительственный пакет мер, регулирующих доступ к российским стратегическим отраслям, может оказаться шире, чем предполагалось. Минпромэнерго готовит поправки к целому набору существующих законов, вводя в них еще более сильные ограничения на иностранные инвестиции. В частности, иностранцы смогут приобретать акции стратегических предприятий на фондовом рынке, лишь получив специальное разрешение правительства.

Как удалось выяснить Ъ, параллельно подготовке законопроекта "О порядке осуществления инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности РФ" Минпромэнерго готовит еще один законопроект, развивающий положения первого. Информацию о его разработке Ъ подтвердили в министерстве, заявив, что сутью второго законопроекта является внесение изменений в законодательство РФ в связи с принятием первого.

Как оказалось, второй законопроект содержит много любопытного. В частности, он предполагает внесение ряда новых статей в ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ". Так, статья 23-2 описывает критерии отнесения активов к стратегическим. Речь идет о компаниях, имеющих лицензию на проведение работ с использованием сведений, составляющих гостайну, лицензию на осуществление "внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями", а также право на ввоз и вывоз из РФ продукции военного назначения.

Кроме того, к стратегическим отнесены естественные монополии, а также хозяйствующие субъекты с долей на рынке определенного товара более 35%. В отношении таких компаний законопроект вводит понятие "изъятие ограничительного характера" в случае появления там иностранного инвестора или "нескольких иностранных инвесторов в совокупности". При купле-продаже их акций придется получать специальное разрешение правительства РФ. Оно потребуется даже при "размещении на организованном рынке ценных бумаг или предложении их иным способом неограниченному кругу лиц". Иными словами, при любом IPO. За получением спецразрешения придется обращаться не только эмитенту, но и покупателю ценных бумаг. Есть и лазейка: получать разрешение на сделку не потребуется, если "более 50% уставного капитала иностранного инвестора принадлежит гражданам РФ или юрлицам, созданным без участия иностранных инвесторов".

Управляющий директор Halcyon Advisors (миноритарный акционер РАО ЕЭС) Дэвид Херн отмечает, что законопроект содержит массу неясностей. "Относительно положения о 'нескольких инвесторах в совокупности' нужна корректировка. В такой редакции непонятно, как быть иностранным акционерам, например, Газпрома",– считает он. Однако, по его мнению, "если такой закон будет, то часть инвесторов пойдет на то, чтобы получить указанное разрешение".

Впрочем, большинство участников рынка единодушны в том, что принятие такого закона окажет негативное влияние на инвестклимат в России. "Влияние на рынок будет негативным. Хотя бы потому, что основная масса покупателей на рынке – офшоры",– говорит начальник отдела международных продаж на рынке акций МДМ-банка Анатолий Цоир. С ним солидарен и директор "Просперити Кэпитал Менеджмента" Александр Бранис: "Это негативно для экономики и инвестиций. Причем как для иностранцев, так и для российских инвесторов, хотя такие вещи и преподносятся как защита национальной экономики".

А Анна Голдин, управляющий партнер московского филиала юридической фирмы Latham & Watkins – ведущего консультанта при выходе на IPO, считает, что "результатом принятия закона станет практическое ограничение на продажу более чем 25% акций стратегических предприятий".
Таким образом, если обсуждаемый сейчас пакет законопроектов будет принят, возможность иностранных инвестиций в целом ряде отраслей российской экономики будет серьезно ограничена. Новая редакция закона "О недрах" ограничит возможность разработки крупных месторождений полезных ископаемых. Законом "О порядке осуществления инвестиций в коммерческие организации, имеющие стратегическое значение" будут описаны рамочные ограничения на иностранные инвестиции и запреты на участие иностранцев в определенных предприятиях. А третий закон из пакета должен разрешить ряд возникающих законодательных коллизий и в определенном смысле смягчить действие первых двух – в частности, за счет описания правил обращения акций предприятий.

Еще один плюс обсуждаемого законопроекта – формализация уже сложившегося механизма инвестирования в оборонку и крупных сделок с акциями российских сырьевых корпораций. Сейчас на такие операции иностранцы идут только при условии личного разрешения президента Владимира Путина – достаточно вспомнить участие концерна Finmeccanica в проекте создания российского регионального самолета совместно с корпорацией "Сухой", слияние "Северстали" и Arcelor.

Впрочем, ограничения коснутся не только иностранцев. Российские предприятия окажутся лишены возможности привлекать инвестиции на международном рынке, это неизбежно снизит стоимость их активов. Снизится и мобильность капитала – ведь выйти из капитала предприятия, подпадающего под стратегические ограничения, станет непросто. А возможность инвестирования, согласно новым правилам, может выглядеть очень рискованной как для иностранцев, так и для российских предпринимателей – контроль ФСБ за собственностью и денежными потоками многим может показаться не слишком привлекательным обременением бизнеса.
ЕЛЕНА Ъ-КИСЕЛЕВА, АЛЕКСЕЙ Ъ-БАЙБАКОВ, ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН, МАКСИМ Ъ-ШИШКИН

Начать дискуссию