Вчера Еврокомиссия (ЕК) признала незаконным существование налоговых льгот для ряда люксембургских компаний, пользующихся ими по так называемому закону 1929 года. Хотя большая часть российских компаний, использующих компании Люксембурга для своих целей, до 2010 года может их перерегистрировать, для таких групп, как "Евразхолдинг", МТС, ряда телекоммуникационных компаний решение ЕК означает необходимость использовать менее престижные налоговые гавани – Британские Виргинские острова, Кипр, Лихтенштейн.
ЕК уже достаточно давно высказывала претензии относительно закона Люксембурга о финансовых холдингах 1929 года , который предоставляет существенные налоговые льготы для холдинговых компаний, прежде всего финансовых, занимающихся исключительно управлением активами. В 2004 году компании, действовавшие по закону 1929 года, были выведены Евросоюзом из-под действия соглашения об избежании двойного налогообложения. Вчера же Еврокомиссия, ссылаясь на решение Евросуда от 22 июня об аналогичных бельгийских компаниях, признала "незаконными и подлежащими отмене" налоговые льготы для таких компаний. Предоставление режима новым компаниям должно быть закрыто до конца 2006 года, уже существующие компании должны перестать получать льготы до 2010 года.
"В конце 90-х годов многие крупные российские холдинги регистрировали фирмы в Люксембурге, но пик популярности этой страны в 2000 году прошел",– рассказал Ъ адвокат бюро "Бартолиус" Юлий Тай. По его словам, причиной стало усиление контроля со стороны FATF, с которым стали тесно сотрудничать люксембургские банки. "Сейчас Люксембург, несмотря на существенные по европейским меркам налоговые льготы, не очень привлекателен для российского бизнеса, поскольку очень сложно работать с банками и велик риск блокирования сомнительных сумм,– пояснил господин Тай.– Самым популярным направлением стали Нидерланды, где банки либеральнее". "После вступления Кипра в ЕС актуальность компаний 1929 года в Люксембурге значительно снизилась. Эти компании использовались для того, чтобы доходы от перепродажи инвестиций и дивиденды могли уходить на офшорные компании без уплаты налогов. Это была очень популярная дырка в европейском законодательстве. Однако проблема решилась сама собой, когда в состав ЕС вошел Кипр.
Иностранные бизнесы начали активно перерегистрироваться на Кипр: там единая ставка налогообложения 10%. Эту сумму приходится отдать, если механизм оптимизации налогообложения не сработал. В Люксембурге риск куда больше: там единая ставка налогообложения равна 34%",– говорит партнер юридической фирмы "Джон Тайнер и Партнеры" Валерий Тутыхин.
Несмотря на это, в 2005 году Люксембург стал лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций среди стран ЕС с показателем $90 млрд. Несколько процентов от этой суммы приходится на компании России, привлекаемые мягким налогообложением для операций с холдингами.
По словам консультанта юридической фирмы Roche & Duffey Сергея Будылина, для российских компаний, использовавших "люксембургские" схемы, ситуация "печальна, но не смертельна". "Для существующих компаний переходный период будет достаточно велик, кроме того, в Люксембурге сохраняется возможность работы так называемым компаниям-soparfi – 'холдингам по закону 1990 года'",– поясняет он. По словам юриста, наиболее адекватной заменой финансовых холдингов Люксембурга являются полностью аналогичные "безналоговые компании" Лихтенштейна и компании Британских Виргинских островов (БВО) – впрочем, в Roche & Duffey признают, что они "менее престижны".
Российские компании использовали Люксембург для регистрации своих холдингов с начала 90-х как "респектабельный офшор" – территорию, предоставляющую высокие налоговые льготы и одновременно не вызывающую в качестве места регистрации лишних подозрений, как кипрские компании, компании с острова Мэн или БВО. В последние три года стало популярным и использование Люксембурга как места для создания дочерних компаний эмитентов еврооблигаций и производных ценных бумаг – для этого на территории страны создаются SPV (special project vehicle), эмитирующие бумаги и выплачивающие доходы по ним. В 2006 году через люксембургские SPV получали финансирование Сбербанк, Внешторгбанк, Банк Москвы, МБРР. Использовали для этих целей Люксембург и нефинансовые структуры – например, МТС, размещавшая через люксембургскую Mobile TeleSystems Finance еврооблигации.
SPV, похоже, ничего не грозит. "Введение этих ограничений не повлияет на SPV: они не являются центрами прибыли",– говорит начальник отдела анализа долгового рынка Банка Москвы Егор Федоров. А вот для холдинговых компаний, имеющих центры управления активами в Люксембурге,– среди них Evraz Group (группа "Евразхолдинг" в России), Arkley Capital (управляет активами группы ЧТПЗ), ряда телекоммуникационных структур вопрос о перерегистрации в "малоприличные" юрисдикции актуален.
Не все на это готовы идти. Так, Ирина Кибина, вице-президент Evraz Group по корпоративным отношениям, заявила Ъ: "Мы не собираемся менять регистрацию. Мы публичная компания и игры с законодательством позволить себе не можем. Мы будем играть по этим правилам и платить налоги в том объеме, в котором от нас это требуется". Илья Калинин, заместитель управляющего директора московского подразделения Arkley, полагает, что решение ЕК для компании изменений не принесет. Впрочем, большинство российских групп, имеющих интересы в Люксембурге, ситуацию не комментируют.
В Roche & Duffey полагают, что решение ЕК может быть оспорено правительством страны. В люксембургской юридической компании ATOZ считают, что отмена закона 1929 года – "глобальная политическая проблема" прежде всего для Люксембурга. А для российских компаний это скорее проблема имиджевая. Люксембургские компании дороги в обслуживании, но престижны; их используют крупные бизнесмены, которых мало устраивают "настоящие офшоры". Кроме того, любое движение капиталов в офшорные юрисдикции – это возможные подозрения с самых неожиданных сторон. В российской политической ситуации для бизнеса решение ЕК не самая хорошая новость для "русских люксембуржцев".
ДМИТРИЙ Ъ-БУТРИН, ОЛЬГА Ъ-ПЛЕШАНОВА, АЛЕКСЕЙ Ъ-БАЙБАКОВ
Еврокомиссия признала незаконными люксембургские льготы
Вчера Еврокомиссия (ЕК) признала незаконным существование налоговых льгот для ряда люксембургских компаний, пользующихся ими по так называемому закону 1929 года.
Начать дискуссию