Офшоры

Жданов: "Главное не допустить превращения ОЭЗ в банальный оффшор"

Политика федеральной власти в области ОЭЗ заключается в том, чтобы существенно не расширять перечень особых зон.

Политика федеральной власти в области ОЭЗ заключается в том, чтобы существенно не расширять перечень особых зон. Такое заявление сделал глава Федерального Агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов в интервью радиостанции «Эхо Москвы». При этом главным ограничением для развития ОЭЗ он назвал «финансовые возможности федерального бюджета участвовать в этом процессе». Слова Ю.Жданова приводит официальный сайт РосОЭЗ.

Отвечая на вопрос интервью, Юрий Жданов отметил, что для политики государства в области ОЭЗ очень важно «не допустить банального оффшора и сделать нашу экономику действительно основанной на новых знаниях, на инновациях, на современных технологиях». Для этого, в частности, был изучен международный опыт создания ОЭЗ. По словам руководителя РосОЭЗ, на международной арене анализом особых экономических зон занимается подразделение ООН - ЮНИДА с штаб-квартирой в Вене. «По анализам этой международной организации на сегодняшний день насчитывается 3 тыс. особых экономических зон, они существуют в 120-ти странах мира, внутри них работает 50 млн человек. Только экспортный оборот этих особых экономических зон - 600 млрд долларов», - подчеркнул Ю.Жданов.

На основе международного опыта руководитель федерального агентства сделал вывод, что «самое успешное развивается там, где сочетаются возможности государства и бизнеса». «Наше агентство занимается в самом широком смысле частно-государственным партнерством. Если нет предложений от фирм, от научных коллективов, которые предлагают какую-то продукцию капитализировать и превратить ее в товар, то это не про нас», - подчеркнул он. Однако если такие предложения есть, то государство «смотрит, где точечно можно помочь по строительству инфраструктуры: будь то инженерная инфраструктура, или социальная инфраструктура». К тому же сейчас агентство пытается перевалить на себя бюрократическую нагрузку для резидентов ОЭЗ, и решает проблемы «с различными неформальными способами поощрения чиновников».

Говоря о возможности создания новых типов ОЭЗ, Ю.Жданов отметил, что пока правительство осваивает свободные экономические зоны в режиме эксперимента. «Сейчас у нас 6 особых экономических зон. Недавно принят закон по туристско-рекреационным особым экономическим зонам», - отметил чиновник. Также разработан законопроект по портовым зонам с более длительным «льготным» периодом, что связано с крайне дорогостоящей портовой инфраструктурой. «Мы пошли на основе серьезного изучения международного опыта, где статус для международных портовых зон дается в среднем на срок около 50-ти лет. Но этот законопроект пока не прошел согласование в Минфине», - сказал Ю.Жданов и выразил мнение, что до конца года документ все же увидит свет.

Говоря о туристско-рекреационных зонах, руководитель РосОЭЗ заявил, что 27 июля на заседании правительства будет заслушан отчет о работе по ОЭЗ за год, после чего будет запущен «механизм конкурсов по туристско-рекреационным зонам». «44 субъекта Российской Федерации заявляются на туристско-рекреационные зоны. Но пока больше 4-х таких туристских зон я не вижу по финансовым возможностям как субъекта федерации, так и федерального бюджета», - подчеркнул Ю.Жданов. Он связал небольшое количество особых зон с «определенным финансовыми обязательствами государства перед теми проектами, которые выйдут в победители».

Говоря об интересе западных инвесторов в ОЭЗ, глава РосОЭЗ назвал его «ничуть не меньшим, чем со стороны российских компаний». «В ближайшее время мы будем регистрировать компанию "Северсталь-Авто" совместно с компанией "Fiat" - резидентом в Елабуге», - рассказал Ю.Жданов. В этом проекте речь идет о строительстве завода по производству небольших грузовиков, строительной техники, промышленности, строительных материалов. К тому же очень сильную позицию занимают итальянские бизнесмены, а именно концерн «Мерлони», который является ключевым партнером липецкой особой экономической зоны. «У нас появятся новые виды плит, новые холодильники, посудомоечные машины и все, что связано с этой бытовой техникой и электроникой», - заключил чиновник.

В конце своего интервью он отметил, что создание ОЭЗ поможет в развитии экономики регионов. Так, например, на Дальнем Востоке может быть создана промышленно-производственная, туристско-рекреационная, либо международная портовая зона в порту Находка. «Администрация порта плотно работает и с Минтрансом, и с нашим агентством в надежде выиграть конкурс на этот вид зоны, как только он появится. И мне кажется, что механизмов для того, чтобы привлечь инвесторов и поднять регион, достаточно», - заявил Ю.Жданов.

Начать дискуссию