Законопроекты

Вслед за алкоголем пропадут диски?

Систему контроля, аналогичную ставшей печально знаменитой "алкогольной" ЕГАИС, предполагается ввести на рынке аудио- и видеопродукции.

Систему контроля, аналогичную ставшей печально знаменитой "алкогольной" ЕГАИС, предполагается ввести на рынке аудио- и видеопродукции. Петербургские чиновники инициировали создание некоммерческого партнерства (НП) ОКО, в которое вошла часть местных производителей и продавцов. Все члены НП обязуются клеить на CD и DVDдиски "добровольную учетную марку", функционально напоминающую алкогольную акцизную марку нового образца.

НП "Организация контроля, охраны и коллективного управления авторскими и смежными правами" (НП ОКО) было создано два месяца назад. Учредителем НП стал Фонд поддержки программ Федеральной службы безопасности. Принципиальное решение о создании партнерства было принято 26 апреля на совещании в Смольном, рассказывает один из участников рынка. "На совещании присутствовали представители прокуратуры, УБЭП ГУВД, УФСБ и других правоохранительных органов. Было решено предложить правообладателям и добросовестным производителям аудио- и видеопродукции добровольно объединиться в некоммерческое партнерство и наклеивать на свою продукцию специальные марки",- рассказывает директор НП Павел Альтов. Система петербургского "аудиовидеоакциза" напоминает Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), которая с 1 июля должна действовать на алкогольном рынке: марки предполагается наклеивать на оптовых складах, а данные будут вводиться в единую ИТ-систему. Ее разработала петербургская компания "Софт-баланс".

По словам Альтова, марка будет содержать данные о правообладателе, производителе, лицензионные документы, дату продажи диска с оптового склада в розницу, данные розничного продавца и сотрудника НП ОКО, выдавшего марку.

Альтов объясняет инициативу НП необходимостью борьбы с нелегальной продукцией: "По нашим данным, в месяц в Петербурге реализуется 4-6 млн штук DVD и CD, при этом на контрафакт приходится до 90%". По его словам, в НП уже вошли розничные сети "Айсберг", "Т и компании", "Десятка", "Киномир" и "Блокбастер", а также производители "DVD-магия", "Вокс-видео", Universal Pictures Rus, Universal Music Russia и "Торнадо-видео". Из оптовиков к НП подключился"Торгком", "с другими складами ведутся переговоры", говорит Альтов. Он отмечает, что на складе "Торгкома" с начала июля уже наклеены 150 тыс. марок. Себестоимость марки - примерно 50 коп.

"Сейчас программу инвестирует НП ОКО, в дальнейшем инвестировать будут склады и розничные сети за счет добровольных взносов в размере 15 тыс.

руб. в месяц",- говорит Альтов.

В пресс-службе комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации Санкт-Петербурга подтвердили существование НП ОКО, однако отметили, что вопросы, касающиеся функций и обязанностей НП, "находятся на стадии согласования в Смольном". Участие в программе также подтвердил гендиректор сети "Айсберг" Сергей Колесников и представитель сети "Десятка". Гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов не подтвердил, но и не опроверг участие компании в НП.

Президент ассоциации "Русский щит" (занимается защитой авторских прав на компьютерном рынке) Юрий Злобин знаком с инициативой НП. "Но большая часть правообладателей не готовы вступать в некоммерческое партнерство в отдельном регионе. Предпочтительнее работать с одним партнером по всей стране",- говорит Злобин. Впрочем, он указывает и на проблемы, к которым может привести введение такой системы. "Маркирование требует затрат - до $1 за диск, что удорожает продукт. Может не хватать марок, тогда на рынке возникнет дефицит легальных дисков". Злобин проводит параллель с нововведениями на алкогольном рынке, где из-за технических сбоев ЕГАИС и нехватки акцизных марок нового образца производство и продажа алкоголя в стране практически остановились.

Председатель совета директоров концерна "Группа Союз" Александр Менн указывает на еще одну проблему: "Непонятно, как будут продавать в Петербурге диски, которые поставляются из других регионов.

Они есть в ассортименте всех федеральных ритейлеров, в том числе, например, "Ашана", Metro, у нас. Сейчас сети ведут переговоры с НП ОКО, чтобы им не надо было использовать дополнительную маркировку".

Федеральные чиновники готовы поддержать инициативу петербургских коллег. Председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов говорит, что введение "похожей на ЕГАИС" системы контроля в области продаж аудио- и видеопродукции "уже обсуждалось". "Пришло время внедрять такие системы защиты не только в качестве эксперимента, но и повсеместно. Нужно, чтобы потребитель не оплачивал установку дополнительных механизмов защиты. Все издержки должен взять на себя производитель либо бюджеты",- говорит Драганов. Впрочем, начальник отдела по защите интеллектуальной собственности Федеральной таможенной службы Сергей Шурыгин призывает коллег не торопиться: "Прежде чем вводить аналогичную ЕГАИС систему в отношении других видов товаров, нужно до конца отладить ее в секторе производства и продажи алкоголя".

Комментарии

4
  • Stety
    А расходы-то по этим филькиным маркам и на затраты не отнесешь. Добровольные они - стало быть, расходы по ним пойдут как внереализационные. Кстати, у Альтова этого отчество не Семенович, часом?
  • KEY
    Ну прям не знают, как защитить авторские права! Одни предлагают штрафы брать с потребителей пиратской продукции, другие - марки всякие клеить. А нет, чтобы снизить стоимость лицензионной продукции, чтобы пиратам было неинтересно шлепать подделки. Пиратский DVD стоит 100 - 150 рублей, лицензионный от 400 и выше в зависимости от "начинки" Арифметика проста как апельсин. Сделайте лицензионную продукцию стоимостью не более 200 рублей за диск, и хоть обклейте все! Люди, для которых качество звука и изображения ценно, будут покупать именно эти защищенные диски и остальную продукцию. А сейчас ставки слишком разнятся...
  • СБВ
    А еще можно и лицензионку купить за 20 usd, а там и звук и картинка полное г....так что лучше уж по 150 руб брать