Страховщики сами смогут решать, сколько брать с автовладельцев за полис обязательной "автогражданки". Федеральная антимонопольная служба предлагает установить тарифный коридор в ОСАГО, в рамках которого участники рынка получат возможность удешевить полис на 20%. Чиновники отмечают, что это позволит создать условия для ценовой конкуренции. Участники рынка опасаются, что нововведение только усугубит недобросовестную борьбу страховщиков.
Как стало известно "Бизнесу", Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила в Минфин предложения по развитию конкуренции на рынке ОСАГО. По словам начальника управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлии Бондаревой, сейчас в этом сегменте возможна только качественная конкуренция. "В случае же если тарифы будут отпущены, страховщики смогут начать и ценовую борьбу за клиента",- отмечает она. Согласно документу, которым располагает "Бизнес", для этого ведомство рекомендует установить нижний предел базовой ставки и зафиксировать, что 80% от нее будут обеспечивать текущие выплаты и формирование резервов, остальное же - "нагрузка". "Это позволит создать условия для ценовой конкуренции страховщиков в рамках тарифного коридора… Цена услуги будет определяться рыночными механизмами в зависимости от применяемого страховщиком размера нагрузки",- говорится в документе.
В большинстве европейских стран стоимость обязательной "автогражданки" страховщики определяют сами.
При этом размер тарифов должен быть подтвержден актуарными расчетами и не должен подрывать платежеспособность компаний. В России, где закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) действует лишь три года, стоимость полисов устанавливает правительство исходя из базовой ставки (1980 руб. для физлиц и 2375 руб. для юрлиц) и поправочных коэффициентов к ней.
Но в конце прошлого года Минфин впервые заговорил о возможной либерализации тарифов.
По словам представителя ФАС, пожелавшего остаться неназванным, если предложение о введении тарифного коридора будет принято, 20%, которые сейчас отведены страховщику на ведение дела, он сможет потратить на свое усмотрение. "Например, заплатить агентские комиссионные или же сократить цену полиса",- добавил чиновник. В Минфине "Бизнесу" рассказали, что предложения ФАС были включены в доклад "О ходе реализации ОСАГО" и направлены в правительство. "Их рассмотрение запланировано на осень",- отметил представитель Минфина.
Гендиректор "Стандарт-резерва" Виктор Юн считает, что для введения ценовой либерализации рынок ОСАГО недостаточно сформирован. "Это только усугубит недобросовестную конкуренцию",- говорит он. Законодательно ограниченные в конкурентных возможностях страховщики в конце прошлого года придумали дарить подарки покупателям полисов ОСАГО. В результате десяток компаний, среди которых были лидеры рынка "Росгосстрах" и "РЕСО-гарантия", получили предписания Росстрахнадзора. Также в отношении этих страховщиков инициировала разбирательство ФАС.
"Все участники рынка должны работать в единых законодательных рамках, и возможность ценовой конкуренции в ОСАГО будет для всех",- отметила Бондарева из ФАС.
По мнению президента Всероссийского союза страховщиков Александра Коваля, ценовой коридор в ОСАГО возможен, но в пределах 10%. "И только при том условии, что Российский союз автостраховщиков (РСА) справится с проблемой завышенных комиссионных",- добавил он. Директор по правовым вопросам РСА Олег Пилипец считает, что предложение ФАС заслуживает внимания, но следует четко понимать, к чему оно может привести. "Появится ряд страховщиков, которые, не думая о дальнейших обязательствах, будут демпинговать, что приведет к нестабильности рынка в целом",- добавляет он. "Это преждевременная мера. Неверная тарифная политика может привести к банкротству ряда страховщиков",- соглашается заместитель начальника управления поддержки розничного бизнеса "Ингосстраха" Игорь Александров
Полисы ОСАГО загоняют в ценовой коридор
Страховщики сами смогут решать, сколько брать с автовладельцев за полис обязательной "автогражданки".
Начать дискуссию