Несмотря на постановление Высшего арбитражного суда (ВАС), российским компаниям будет нелегко изменить сведения о себе в госреестре юридических лиц. Раньше налоговики требовали, чтобы бывший гендиректор сообщал им о назначении нового. Теперь это требование признано незаконным, но Минфин настаивает, чтобы прежний гендиректор как минимум предупредил налоговиков, что не может сообщить им о своей отставке.
В 2004 г. Федеральная налоговая служба издала письмо, по которому изменить сведения о гендиректоре компании в госреестре юридических лиц может только сам экс-гендиректор. Тогда налоговики объясняли, что хотят таким образом воспрепятствовать незаконным захватам фирм. Но фактически этот приказ обязал компании разыскивать сбежавших или обиженных своей отставкой руководителей, а то и оживлять покойных.
Этот порядок введен налоговиками самовольно, уверен старший юрист “Вегас-Лекса” Александр Чернышев, ведь с момента прекращения полномочий бывший гендиректор никакого отношения к компании не имеет и документов подписывать не может. В феврале с этими доводами согласился Высший арбитражный суд, приняв однотипные решения по делам компаний “Литсервис”, “АИФ-тур” и “Грэйди”. Закон не связывает возникновение или прекращение полномочий руководителя с внесением сведений в госреестр, указал ВАС. А в мае по иску московского завода плавленых сыров “Карат” ВАС вообще признал неправомочным требование ФНС, заметив, что, когда в регистрирующий орган подается заявление о смене гендиректора, новые сведения “всегда отличаются от данных государственного реестра”, а само обращение “вызвано необходимостью устранить это несоответствие”.
В недавно опубликованном письме от 7 июля Минфин формально согласился с ВАС, назвав необоснованным отказ в госрегистрации изменений о новом директоре. Но одновременно Минфин указал, что компания вправе направить налоговикам обращение о невозможности представить сведения, подписанные старым гендиректором. Подписать эту бумагу должно лицо, сведения о котором содержатся в госреестре, — т. е. бывший гендиректор. Тогда налоговики проверят полномочия нового руководителя и зарегистрируют изменения в реестре.
Эта формулировка вызвала недоумение у юристов. “Похоже на опечатку”, — говорит Владимир Букарев из адвокатской коллегии “Барщевский и партнеры”. “Обращение о невозможности [написать обращение] — это новшество”, — замечает начальник юридического департамента ИГ “Русские Фонды” Павел Баранов. Никаких нормативных требований к такому письму не существует, как нет и нормативных актов, обязывающих ФНС принимать во внимание такие письма, говорит Чернышев из “Вегас-Лекса”. Не ясно, как писать такие обращения, что приведет к новому шквалу судебных процессов, прогнозирует управляющий партнер юрфирмы “Тарло и партнеры” Роман Панкратов. А раз алгоритм действий чиновников сформулирован нечетко, они будут под любым предлогом отказывать, отмечает Панкратов.
Теперь единственный для компании способ зарегистрировать смену гендиректора — убедить налоговиков в своей добросовестности, отмечает юрист компании “Клифф” Екатерина Рудова. Подчас это удается, говорит она, но для этого новому гендиректору пришлось явиться к налоговикам по требованию явиться, адресованному старому гендиректору.
Новые требования Минфина идут вразрез с законом и не защищают от корпоративных захватов, сходятся во мнении юристы. “Эта норма создает очередную преграду для добросовестных компаний, а для рейдеров проблемой не станет, ведь злоумышленники могут подделать подпись как старого, так и нового гендиректора, говорит Букарев из компании “Барщевский и партнеры”. Понять упорство Минфина можно, но чиновники борются с реальной проблемой неправильными методами, считает Баранов. Он советует обязать налоговиков обращаться к нотариусу при внесении изменений в реестр. Панкратов полагает, что усложнит жизнь мошенникам незамедлительное уведомление компаний о любых изменениях в реестре.
Надежда Иваницкая
Минфин требует подписей экс-гендиректоров
Несмотря на постановление Высшего арбитражного суда, российским компаниям будет нелегко изменить сведения о себе в госреестре юридических лиц.
Начать дискуссию