Управление финансами

Правительство хочет остановить цены на бензин

Минэкономразвития предлагает Минпромэнерго еще раз обсудить с нефтяными компаниями вопрос роста цен на ГСМ.
Правительство хочет остановить цены на бензин

Минэкономразвития предлагает Минпромэнерго еще раз обсудить с нефтяными компаниями вопрос роста цен на ГСМ. Момент выбран не случайно - после длительного затишья, вызванного согласием нефтяников ввести мораторий на повышение стоимости бензина, цены вновь пошли в рост. Несмотря на мягкую формулировку, эксперты уверены, что нефтяникам будет сделано предложение из разряда тех, от которых не принято отказываться. Впрочем, сами компании не останутся в проигрыше: пик роста сезонных цен в любом случае окажется позади.

Только за первую неделю августа розничные цены на бензин, по данным Росстата, выросли на 1,6%, при том что за семь месяцев этого года повышение составило лишь 3,7%. Это далеко не предел, уверены наблюдатели. Так, например, еще неделю назад Московская топливная ассоциация прогнозировала, что пик спроса впереди и он придется на конец этого месяца, когда цена литра 95-го бензина может достигнуть 21 руб., а 92го - 20 руб.

Заявление отраслевой ассоциации не оставила без внимания Федеральная антимонопольная служба (ФАС): "неоднократные высказывания в средствах массовой информации о росте цен на бензин в сентябре 2006 года могут спровоцировать ажиотажный спрос на нефтепродукты и привести к необоснованному росту цен на них"- говорится в предупредительном письме президенту Московской топливной ассоциации Евгению Аркуше. Больше таких комментариев по ценам уже не слышно.

На вчерашнем заседании правительства тема стремительного роста цен на нефтепродукты вновь оказалась в центре внимания. Министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил, что было бы неплохо поручить Минпромэнерго провести еще одно совещание с нефтяными компаниями по вопросу роста цен на топливо. Последний раз разговор в подобном формате проводился год назад, и его итогом стало согласие нефтяников ввести мораторий на рост цены бензина: такая договоренность была зафиксирована на встрече руководителей крупнейших компаний с главой Минпромэнерго Виктором Христенко. А в конце 2004 года заморозить цены президенту Владимиру Путину пообещал глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов.

Однако с начала этого года стоимость топлива вновь, пусть и медленно, но пошла в рост. А в августе стало ясно, что цены на бензин вполне могут компенсировать временный простой. Эксперты считают, что такое развитие событий неизбежно. Средняя оптовая цена бензина марки Аи-92 с начала августа выросла на 11% относительно конца прошлого месяца - до 20,792 тыс. руб. за тонну. Бензин А-76 подорожал на 9% - до 17,505 тыс. руб. за тонну, дизельное топливо на 3% - до 16,388 тыс. руб. за тонну, а мазут с начала августа вырос в цене на 9%- до 6,070 тыс. руб. за тонну (перед введением моратория 30 сентября 2005 года тонна Аи92 стоила 19,1 тыс. руб.). Причин такого роста сразу три.

"Во-первых, сезонный фактор- в августе традиционно растет потребление, это пик отпусков, люди много ездят. Во-вторых, в июле наблюдался резкий рост импортных поставок, за границу ушло гораздо больше бензина, чем обычно. На всех НПЗ, близких к западной границе (ярославском, московском, самарском и рязанском), образовался дефицит высокооктанового горючего. И в-третьих, рост мировых цен на нефть",- пояснил аналитик Русского топливного агентства Максим Назаров. Целевой ориентир для роста розничных цен на топливо Греф видит следующим образом: по итогам этого года он не должен превысить запланированный уровень инфляции.

"Мы имеем моральное право требовать сохранения динамики цен в пределах 9%",- утверждает глава МЭРТ. Практика ограничения цен административным давлением на рынок малоэффективна: замораживание цен приводит к их резкому скачку после отмены моратория, заявили "Бизнесу" в ЛУКОЙЛе. "Что же касается самой компании, то в случае первого одиночного моратория ЛУКОЙЛ недополучил $150-170 млн, во втором случае это подсчитать сложнее, поскольку обязательства взяли на себя все крупные компании. У ВИНКов есть определенный запас прочности, и если какой-либо сегмент становится менее прибыльным, за счет другого производственного плеча можно сохранить общую прибыль компании. Гораздо тяжелее мораторий на топливо сказался на мелких и средних владельцах АЗС",- признает собеседник "Бизнеса".

С тем, что тяжелее всего мораторий перенесли независимые операторы, соглашается аналитик ИК "Центр-инвест" Наталья Янакаева: "Прошлогодний жемораторий тяжелее всего дался региональным продавцам топлива, которые несли убытки от роста оптовых цен нефтепродуктов, поставляемых ВИНКами, тогда как на розничном рынке они были заморожены". Сами же независимые АЗС тогда утверждали, что соглашение чиновников и крупнейших игроков не что иное, как ценовой сговор. По данным "Бизнеса", еще весной текущего года средняя маржа розничных торговцев бензином была выше 20%, а теперь она существенно сократилась.

"В настоящий момент маржа розницы составляет не более 10-12%, причем нормальный уровень рентабельности, который гарантирует операторам безубыточную работу,- это 15%. По сравнению с максимальными ценами 2005 года (они были в сентябре, когда был введен мораторий.- "Бизнес") розница выросла всего на 6%, и я думаю, что до конца года мы уложимся в 9%, то есть в уровень инфляции",- говорит Евгений Аркуша.

Таким образом, к новому году бензин Аи-92 будет стоить не более 19,2руб., Аи80 - на уровне 17,3 руб., ДТ- 17,6 руб., а Аи-95 - 20 руб. (по данным Российского топливного агентства на 30 сентября 2005 года, когда был зарегистрирован пик розничных цен, Аи-92 стоил 17,6 руб., Аи-80- 15,9 руб., ДТ - 16,1 руб., Аи95 - 18,4 руб.). Греф уверен, что правительству все же удастся удержать ситуацию с ценами на нефтепродукты под контролем, причем "не прибегая к антимонопольной службе". Учитывая, что министру экономического развития вряд ли под силу повлиять на мировую конъюнктуру цен на нефть, а отвязывать НДПИ от уровня мировых цен никто в правительстве не собирается, единственным способом остановить рост цен остается возможность договориться с нефтяниками.

Наталья Янакаева считает, что если в ближайшие две недели столь высокий рост цен на ГСМ продолжится, введение моратория вполне возможно. Однако моратория может и не случиться по вполне объективным причинам - все три фактора вскоре перестанут взвинчивать оптовые цены, и произойдет мощный откат. "Если на Ближнем Востоке ничего особо страшного не произойдет и цена нефти останется на уровне сегодняшнего дня, то с учетом прекращения действия сезонных факторов к концу года оптовая цена бензина в России упадет на 25%, как это случается каждый год. И тогда торговцы бензином компенсируют те убытки, которые они сейчас несут. Как говорят на рынке, лето - хорошее время для НПЗ, а зима - для владельцев АЗС",- пояснил Максим Назаров.

Комментарии

1
  • zas77
    Законодатели, просто, не хотят проявить политическую воля, чтобы серьёзно изменить налогообложение реализации бензина и дизтоплива на внутреннем рынке. Они продолжают действовать старыми "совковыми" методами, только делая вид, что заботится о потребителе.