Может так случиться, что уже в самом скором времени у российских предпринимателей появится свой профессиональный праздник. Во всяком случае, Минэкономразвития уже внесло такое предложение в правительство России. Но может и не случиться, поскольку в нашей стране предпринимательства нет в официальном перечне профессий. Но, невзирая на это обстоятельство, миллионы россиян занимаются бизнесом. И большинство из них - это как раз малые предприниматели, которые худо или бедно, но создают примерно 13% от всего валового внутреннего продукта страны. Мало? Безусловно. Особенно если сравнивать с экономиками развитых стран. Более того, позволю себе крамольную мысль: для российского малого бизнеса в его сегодняшнем виде - это почти предел возможного. В каком-то смысле малого предпринимателя загнали на минное поле и взяли в "коробочку", если использовать спортивную терминологию. С одной стороны, административные барьеры, которые, как на трех китах, зиждутся на коррупции, преференциях "своим" и низком уровне государственного менеджмента. С другой - недобросовестные конкуренты, стараниями которых по всей стране множится такое явление, как рейдерство, процветает монополизм. С третьей - несовершенные законы, которые слишком часто нуждаются в доработке, изменении, а то и вовсе в отмене. Еще один фланг - прорехи, дыры, хаотичность в госполитике по отношению к малому предпринимательству. И особенно это заметно на региональном и муниципальном уровнях власти. ОПОРА участвовала в отборе конкурсных проектов по программе поддержки малого бизнеса Минэкономразвития. И выяснилось, что многие регионы не готовы работать по этой теме, просто не знают, с какого края за нее взяться.
Означает ли это, что малый бизнес - в каком-то смысле жертва обстоятельств? Думаю, что не только.
Еще - собственной пассивности: он слабо организован, предпочитает не выходить из "тени". Такие вот метаморфозы. И все-таки он не безнадежен. Просто по отдельности подходы к "весу", на который нанизаны самые разные предпринимательские проблемы, у бизнеса и власти несколько разные. Потому что не получается видеть картину в целом. А вот для этого, а такжедля того, чтобы обобщать информацию, систематизировать ее, анализировать, лоббировать и отстаивать интересы, консолидировать предпринимателей, и создаются бизнес-объединения. Причем по мере развития организованного предпринимательства эволюционировали и отношения с властью. Сначала мы обивали различные пороги в надежде, что нас выслушают, потом настаивали на конструктивном диалоге, а сегодня готовы помогать государству справляться со своими многочисленными функциями, часть из которых - без какого-либо ущерба, скорее наоборот - могла бы быть передана предпринимательскому сообществу. Это будет способствовать развитию бизнеса. Хорошего и разного, инновационного, производственного, высокотехнологичного и, главное, по-настоящему творческого. Без развитого предпринимательства, в первую очередь малого, амбициозных социально-экономических задач не осилить. И если мы доверяем предпринимателю их решение, то нужно поддержать его, показать его значимость для страны и общества. И тут уж без Дня предпринимателя не обойтись.
У предпринимателей будет свой день
Может так случиться, что уже в самом скором времени у российских предпринимателей появится свой профессиональный праздник.
Начать дискуссию