Новая внутренняя инструкция Федеральной налоговой службы (ФНС), недавно разосланная по всем территориальным инспекциям, рассказывается, каким правилам должны следовать сотрудники ФНС при проведении камеральных проверок по налогу на прибыль. Ознакомившиеся с этим документом юристы были приятно удивлены - в методических рекомендациях не содержится ни одной репрессивной меры.
В документе, который оказался в распоряжении редакции газеты "Бизнес" в прошлую пятницу, на 18 страницах подробно описывается методика проведения камеральных налоговых проверок по налогу на прибыль. Как сказано в документе, основой контрольной работой "следует сделать экономический анализ", а также "получение информации от налогоплательщика". Такая задача перед налоговыми инспекторами ставится впервые, говорят юристы. "Ранее сотрудники ФНС на местах пытались проводить экономический анализ. Однако до этого времени концепция такого анализа не была формализована",- говорит директор налогового департамента ЗАО "Правовые консультации" Дмитрий Костальгин.
Судя по инструкции, под "экономическим анализом" в ФНС понимают поиск "значительных расхождений" между информацией, указанной в налоговой декларации по налогу на прибыль, показателями бухгалтерской отчетности и показателями по другим видам налогов. Впрочем, тем налогоплательщикам, у которых нашли такие "отклонения", ничего не грозит, заверяют в ФНС: "указанное обстоятельство не является основанием для доначисления налогов… а лишь предполагает наличие нарушений финансово-хозяйственной деятельности". Однако фирмы, у которых были найдены подобные нарушения, должны быть включены в план выездных налоговых проверок - "для обязательной проверки указанных вопросов".
Информацию для проведения "экономического анализа" налоговики планируют получать непосредственно от налогоплательщиков, направляя им специальные запросы. Но и здесь сотрудники ФНС проявляют не свойственную им тактичность. Как сказано в документе, "налоговый орган должен запросить пояснения, которые должны быть основаны на объяснении причин подобной несопоставимости показателей отчетности, а не содержать в целом подробную расшифровку".
"При таком - достаточно мягком - подходе вред от проведения анализа будет минимальным. Если налоговики будут посылать налогоплательщику запрос примерно такого содержания: "вот здесь у вас уменьшена прибыль, расскажите, пожалуйста, на каком основании вы это сделали", а налогоплательщик в ответ на это будет говорить: "а мы выходим на новый рынок"- это вполне нормально. Это и называется нормальной работой налоговых органов",- радуется Костальгин.
В целом, в инструкции закрепляются более мягкие и цивилизованные методы работы с налогоплательщиками, уверен он. Правда, руководитель юридической практики компании "Консалтинговые услуги" Александр Костин смотрит на этот документ с более пессимистичных позиций: "С точки зрения рядового налогового инспектора, нормы этой инструкции могут трактоваться совсем иначе. У налоговиков есть планы по доначислению налогов. И расплывчатые формулировки, которых в этой инструкции немало, могут трактоваться совсем не в пользу налогоплательщика". И фирмы, у которых будут найдены расхождения в показателях отчетности, могут быть занесены в список "потенциально недобросовестных", отмечает юрист. "Это означает более "глубокие" проверки, более пристальный контроль и другие проблемы",- считает Костин.
Новая внутренняя инструкция ФНС попала в открытый доступ
Новая внутренняя инструкция ФНС, недавно разосланная по всем территориальным инспекциям, рассказывается, каким правилам должны следовать сотрудники ФНС при проведении камеральных проверок по налогу на прибыль.
Начать дискуссию