Акцизы

Акцизы поделят по справедливости

Минфин нашел способ равномерно распределить средства от акцизов на нефтепродукты по всем регионам. Сумма, которую получит каждый из них, будет зависеть от протяженности и загруженности автомобильных дорог в регионе. Сенаторы и депутаты методикой Минфина довольны, но считают, что необходимо менять и саму схему взимания акцизов.

Минфин нашел способ равномерно распределить средства от акцизов на нефтепродукты по всем регионам. Сумма, которую получит каждый из них, будет зависеть от протяженности и загруженности автомобильных дорог в регионе. Сенаторы и депутаты методикой Минфина довольны, но считают, что необходимо менять и саму схему взимания акцизов.

С 1 января 2003 г. акциз на нефтепродукты уплачивает каждый перепродавец топлива - от завода до потребителя. Налог зачитывается всем, кроме конечного продавца, которым чаще всего оказываются автозаправочные станции. Но плательщиком акциза может быть только обладатель свидетельства МНС. При этом право получать свидетельство остается на усмотрение налогоплательщика. В результате многие автозаправочные станции не получили свидетельство, и платить акцизы на нефтепродукты продолжают нефтеперерабатывающие заводы. 60% акциза поступают в региональные бюджеты, а 40% - в федеральный. Объем региональных поступлений от акцизов на ГСМ в 2004 г. планируется на уровне 63,07 млрд руб.

Поступления от акцизов на ГСМ сконцентрировались лишь в тех регионах, в которых предпочитают заплатить налог крупные нефтяные компании. По словам замминистра транспорта Игоря Слюняева, в настоящее время поступления от акцизов на ГСМ географически распределены крайне неравномерно. Порядка 80% всех сборов сосредоточены в 22 регионах, передает слова чиновника "Интерфакс". Такое положение дел вызвало недовольство местных властей, которые недополучали средства, необходимые для ведения дорожного строительства, - акцизы стали главным источником пополнения дорожных фондов после отмены оборотного налога на пользователей автодорог.

Минфин не хочет менять саму схему взимания акциза, но готов перераспределять его между регионами "по справедливости". Вчера трехсторонняя рабочая группа по совершенствованию межбюджетных отношений (в нее входят чиновники, депутаты и сенаторы) согласилась с предложенной министерством методикой перераспределения. В следующем году 40% сборов пойдут в федеральный бюджет, 10% останутся в регионах, где уплачивается налог. А еще 50% будут распределяться между регионами через казначейство по специальной методике. По словам вице-премьера Алексея Кудрина, перераспределено будет 52,56 млрд руб.

Член комитета по бюджету Совета Федерации Вячеслав Новиков пояснил, что сумма для каждого региона будет рассчитываться с учетом коэффициента, зависящего от длины дорог и количества транспортных средств, зарегистрированных в регионе. Новый механизм распределения акцизов будет отражен в поправках к третьему чтению бюджета.

Новиков соглашается с предложенным механизмом распределения, но говорит, что необходимо менять и сам закон об акцизах. "Налогоплательщиками нужно сделать всех конечных продавцов ГСМ", - полагает сенатор.

Зампред комитета по бюджету и налогам Госдумы Виталий Шуба считает, что исправить ситуацию с перекосами при сборе акцизов на ГСМ можно либо внесением изменений в Налоговый кодекс, либо ежегодно утверждая предложенную Минфином схему перераспределения через казначейство. "Меня устраивает и последний вариант. Иркутская область получит порядка 750 млн руб. по этому налогу", - говорит Шуба.

Эксперты расходятся во мнении относительно схемы взимания акцизов, но согласны, что без новой методики распределения сборов строить дороги в регионах будет сложно.

"Схему взимания налога менять не надо, а новый механизм распределения средств, предложенный Минфином, выглядит разумно и оптимально", - говорит эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин. Исполнительный директор Центра развития Андрей Клепач полагает, что в следующем году необходимо принимать поправки в Налоговый кодекс. "По закону получается, что значительная часть регионов оказывается без средств на продолжение дорожного строительства, а ведь этот налог задумывался как компенсация отмены дорожного налога", - говорит эксперт.

Анна Николаева
Андрей Панов

Начать дискуссию