Новости ФНС

Ведомости: Московское УФНС зарабатывает на проверках

Нечестность налогоплательщиков московским налоговикам выгодна — у них есть официальное право на 40% налогов, собранных во время проверок. Неудивительно, что нарушения обнаруживаются в 98% проверенных компаний.

Нечестность налогоплательщиков московским налоговикам выгодна — у них есть официальное право на 40% налогов, собранных во время проверок. Неудивительно, что нарушения обнаруживаются в 98% проверенных компаний. Деньги идут не на поощрение инспекторов, а на покупку техники и строительство новых зданий, оправдываются фискалы. Эта практика противоречит закону и давно запрещена в других регионах, говорят эксперты.

Московское правительство включило в проект бюджета Москвы на 2007 г. статью “об укреплении материально-технической базы” налогового управления. УФНС по Москве вправе забирать себе 40% от городской части налогов, начисленных компаниям во время проверок и фактически поступивших в бюджет.

“Это нужно, чтобы заинтересовать налоговые органы лучше работать с теми, кто не платит налоги в установленном порядке”, — объясняет депутат Мосгордумы Александр Крутов. По его словам, статья существует в законе о бюджете Москвы с 1999 г.

По итогам 2005 г. московские налоговики дополнительно начислили компаниям 50,9 млрд руб., за восемь месяцев 2006 г. — 47,6 млрд руб. Нарушения были найдены у 98% компаний, проверенных в прошлом году, и у 95% — в 2006 г. Какая часть этих денег в итоге досталась московским налоговикам — точно неизвестно. Получить комментарии пресс-службы УФНС по Москве не удалось, Федеральная налоговая служба не ответила на запрос “Ведомостей”.

Приблизительный подсчет таков: налоговые поступления делятся между городским и федеральным бюджетом примерно пополам. Если предположить, что налогоплательщики укрывают налоги в такой же пропорции, городскому бюджету по итогам 2005 г. предназначалось около 25,5 млрд руб.

Из того, что доначислено в ходе проверок, реально взыскивается не более 35%, говорит профессор Всероссийского заочного финансового института Алексей Анашкин, до недавнего времени замруководителя московского УФНС. Так что фактически в московский бюджет поступило не более 8,9 млрд руб., а УФНС досталось не более 3,6 млрд руб.

То, что материальный стимул заставляет инспекции выбивать деньги из компаний всеми правдами и неправдами, — миф, настаивает бывший замминистра по налогам и сборам, президент “МЦФЭР-консалтинга” Дмитрий Черник: “У любого доначисления всегда есть основания”.

К сожалению, практика показывает, что при желании можно кому угодно начислить сколько угодно налогов, сетует Вадим Зарипов из юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” — достаточно посмотреть на статистику доначислений перед концом года. Государственный контроль предполагает объективность и независимость от проверяемых, а при таком финансировании нельзя утверждать, что налоговики будут заниматься именно контролем за соблюдением налогового законодательства, заключает Зарипов.

Эти деньги никогда не шли на зарплаты или премии, уверяет Анашкин: они направляются на строительство новых инспекций, покупку вычислительной техники и т. д.

“Московские власти действуют незаконно! — категоричен руководитель департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров. — Странно, что прокуратура до сих пор не опротестовала эту норму”. УФНС — это подразделение федерального органа власти, а с 2005 г. по закону о разграничении полномочий регионы не имеют права финансировать федеральные функции.

“Что законно, а что нет — решает суд, — парирует Крутов из Мосгордумы. — Никто нам пока претензий не предъявлял — ни прокуратура, ни другие надзорные органы”.

Московские власти хотят иметь рычаги влияния на федеральные органы, потому и сохранили эту норму, рассуждает управляющий партнер петербургского офиса юридической фирмы DLА Piper Ольга Литвинова.

Схожая практика существовала в регионах. 30-40% от доначисленной суммы налоговики оставляли себе, вспоминает начальник финотдела УФНС по Саратовской области Ольга Лощенова: деньги поступали в Фонд социального развития налоговых органов, из которого покупались квартиры и машины сотрудникам.

То же было в Ульяновской области, говорит замруководителя областного УФНС Татьяна Дейкун.

“Денежное поощрение очень эффективно сказывалось на увеличении налоговых сборов в областной бюджет”, — вспоминает депутат Самарской областной думы Василий Янин.

В Новосибирской области это правило было отменено по протесту прокуратуры, говорит и. о. руководителя новосибирского УФНС Виктор Гонтаренко.

По словам Крутова, Мосгордума рассмотрит проект городского бюджета в первом чтении 4 октября и менять статью о поощрении налоговиков не собирается.

(В подготовке статьи участвовали Алексей Окишев, Ольга Варламова, Екатерина Чичурина, Ольга Коберник, Максим Федоров, Елена Рагозина.)

Комментарии

1
  • Свих Г.Р.
    В регионе - Читинская область в 1990-х была такая схема. Прада, упоминали про 50 на 50. Очень рьяно взыскивали всё подряд, сразу инкассовыми поручениями. А потом, после возражений и уменьшения сумм санкций, ставили перебор "в счёт будущих платежей". Красиво, да?