Налоговые проверки

ФНС требует сделать все повторные проверки результативными

Стал известен регламент ФНС России о назначении и проведении повторных выездных налоговых проверок.

В распоряжении газеты «УНП» оказался не предназначенный для посторонних глаз регламент ФНС России о назначении и проведении повторных выездных налоговых проверок. Формально такие проверки проводятся региональными налоговыми управлениями для контроля за нижестоящими инспекциями. Но на деле они зачастую используются для того, чтобы обойти запрет на повторную проверку налогоплательщика по одним и тем же налогам за уже проверенный период. Что и подтверждает регламент.

ФНС предписало региональным налоговым управлениям назначать повторные проверки компаний в трех случаях. Первый: инспекция допустила при первоначальной проверке налогоплательщика серьезные нарушения, которые были выявлены в результате внутреннего аудита налоговых органов.

Второй повод для повторного контроля – появление новых обстоятельств, – может применяться, когда итоги проверки были обжалованы в суде, и тот принял решение в пользу компании. Если «новые обстоятельства» позволяют получить недостающие доказательства признания правоты инспекции, назначается повторная проверка.

Третьим основанием для повторной поверки служит получение информации о налоговом правонарушении из милиции, таможни или других внешних источников. Например, из инспекции, которая провела встречную проверку контрагента компании.

Причина, по которой проводится повторная проверка, должна быть указана в постановлении о назначении мероприятия. В этом же документе указываются проверяемый период и перечень налогов. Если инспекция проверяла, скажем, ЕСН и НДФЛ за 2004 год, управление не сможет при повторном выезде заодно проконтролировать еще и НДС за 2005 год. Регламент не запрещает участие в повторной проверке инспекторов, участвовавших в первоначальной проверке. Исключение – у управления «имеются основания предполагать наличие нарушений при ее проведении».

Примечательно, что регламент недвусмысленно намекает, что все повторные проверки должны быть результативными – при безрезультатной проверке «рассматривается вопрос о наличии (отсутствии) признаков вины» проверяющих. Но по словам представителей большинства опрошенных нами региональных налоговых управлений, требуемая ФНС результативность вовсе не означает, что каждая повторная проверка должна закончиться крупными доначислениями. «Под результатом понимается выявление любых ошибок, допущенных инспекцией в ходе выездной проверки. Причем, это могут как ошибки в пользу налогоплательщика, так и в пользу инспекции. У нас были случаи, когда после повторной проверки мы уменьшали налоговую базу», – говорят в Управлении ФНС России по Псковской области.

Несколько отличается подход к результативности в Управлении ФНС России по Ставропольскому краю – там повторные проверки назначаются только в тех случаях, когда инспекция произвела серьезные доначисления: «Если доначисления составляют несколько тысяч рублей, повторная проверка маловероятна. Акты, по которым выставлены претензии на крупные суммы, рассматриваются более тщательно – ведь там цена ошибки инспектора гораздо выше».

По словам всех опрошенных нами налоговиков, количество повторных проверок в последнее время сокращается из-за загруженности опытных специалистов региональных управлений участием в проверках крупнейших налогоплательщиков.

КИК

Финансовая отчетность КИК за 2023 финансовый год

📌 В связи с приближением нового отчетного периода по КИК собрали основные положения, связанные с финансовой отчетностью за 2023 финансовый год к Уведомлению о КИК за 2024 год, которые нужно будет представить в налоговый орган до 30 апреля 2025 года.

Начать дискуссию