Право

Неясное законодательство – источник коррупции

Основной источник российской коррупции — неясное законодательство, а наиболее коррумпированы сфера госзаказов, лицензирование, строительное регулирование и сбор налогов, считает Всемирный банк.

Всемирный банк (ВБ) подготовил исследование “Административная реформа и реформа госрегулирования в России: устранение потенциальных источников коррупции”.

Экономисты пытались объяснить, почему идущая уже несколько лет административная реформа не приносит ощутимых результатов. Исследования Всемирного экономического форума, ОЭСР, ЦЭФИР и самого ВБ показывают, что ситуация в реформируемых областях ухудшается, констатировал Тони Верхайен, специалист по госсектору ВБ. Растет коррупция при получении лицензий и разрешений (особенно в строительстве), налоговом администрировании, распределении госзаказов (количество фирм, сообщивших ВБ о высокой частоте взяток, с 2002 по 2005 г. выросло с 13% до 21%). По оценке опрошенных ВБ 599 компаний, качество госрегулирования снижается: 60% фирм считают неопределенность регулирования одной из основных проблем ведения бизнеса. В результате в России низкий уровень доверия государству, констатирует Джон Литвак, ведущий экономист ВБ по России.

Причины ВБ обнаружил в слабом нормативно-правовом регулировании. Многочисленные реформы принесут результат, когда повысится качество законодательных актов, а их подготовка будет сопровождаться широкими консультациями и независимой экспертизой. Коррупционные положения законопроектов Госдума старается исключать за счет специальной антикоррупционной экспертизы нормативных актов, сказал председатель думской комиссии по противодействию коррупции Михаил Гришанков. Однако пока эта экспертиза касается меньшинства законодательных актов.

Коррупция при распределении госзаказов уменьшится благодаря новому закону о госзакупках, надеется Гришанков. Но пока еще при объявлении конкурса его условия таковы, что сразу понятно, какая компания выиграет тендер, сетует Гришанков. Впрочем, и новый закон о госзакупках содержит неоправданно высокие требования к госпоставщикам, говорится в докладе: конкурсанты должны вносить залог в 5% объема госзаказа и гарантировать его исполнение, депонируя 30% начальной цены контракта.

ВБ предложил России посмотреть на опыт других стран в борьбе с коррупцией, а не искать только собственные пути.

Автоматизация учета

RPA и Росфинмониторинг

Программная роботизация взаимодействия с Росфинмониторингом давно применяется, но… среди кейсов традиционно фигурирует один: «робот зашел на сайт РФМ — вбил ФИО в строку поиска — проверил гражданина на нахождение в списках нехороших людей». Неплохо, но взаимоотношения с Росфинмониторингом на этом не исчерпываются. Давайте посмотрим на еще несколько направлений.

RPA и Росфинмониторинг

Комментарии

1
  • Диана
    Кто бы сомневался :(