Поясним суть ситуации.
ООО «Ромашка» в 1 квартале получило аванс от ООО «Роза», выставило счет-фактуру № 1 на аванс и вручило его Розе.
В 1 квартале Ромашка включила этот счет-фактуру в свою книгу продаж, Роза – в книгу покупок.
В конце 2 квартала происходит отгрузка. Ромашка выставляет счет-фактуру № 2, отражает его в книге продаж и одновременно берет на вычет счет-фактуру № 1. И получает претензии от ИФНС с требованием убрать вычет.
Все из-за того, что Роза у себя этот счет-фактуру № 1 не восстановила в книге продаж, потому что счет-фактуру № 2 она тоже не взяла на вычет. Например, товар еще в пути или по какой-то другой причине.
Обсуждение этой проблемы идет в нашем Telegram-канале «Красный уголок бухгалтера».
Минфин в такой ситуации настаивает, что покупатель (Роза) должен восстановить НДС с аванса тогда, когда его взял на вычет поставщик (Ромашка). То есть вычет с покупки можно не брать, а НДС с аванса надо восстановить.
Претензии от ИФНС раньше в основном шли к продавцу, хотя от него ничего не зависит. Он правомерно заявил вычет по своему же счету-фактуре.
Наши читатели сокрушаются: неужели бухгалтер продавца теперь еще должен мониторить счет 60 своих покупателей и следить за судьбой выданных им авансовых счетов-фактур?
Коллеги рассказывают, что сталкивались с подобными претензиями. И пока покупатель не сдал уточненку с восстановлением НДС, налоговики не оставили их в покое.
Комментарии
12Есть такая тема. Только на прошлой неделе ответ на требование подобное отправила. Процитировала НК с указанием в какой момент я, как продавец, имею право на вычет по авансовому СФ. И пусть только попробуют позвонить и сказать, что у них в программе не закрывается...
нам тоже такое требование присылали, что наш покупатель не полностью отразил восстановление по нашему авансовому сч/ф, честно говоря, я зависла над ответом)
Цитируйте кодекс, когда вы, как продавец, в праве принять к вычету свой авансовый СФ, Там все четко, никаких привязок к действиям вашего покупателя нет. Дальше пусть они зависают.
C 2022 года налоговая регулярно присылает требования по авансовым счет-фактурам от наших покупателей, которые они не зачли при отгрузке товара.
Последний пЭрл: аванс получен в 3 квартале 2023 года полностью, в 4-м квартале покупатель внес изменения в заказ с изменением номенклатуры и уменьшением стомости одной позиции. Соответственно большая часть отгружена, а меньшая часть возвращена в 4 квартале 2023 года по письму от покупателя. Покупатель забыл восстановить НДС с возвращенного ему аванса и мне прилетает требование на сумму возврата.
В ответе все это изложила с документами и написала, что не отвечаю за то, что вносит в свои декларации по НДС наш покупатель.