Президент отметил, что не должно быть ситуаций, когда компаниям фактически невыгодно набирать обороты. Потому что налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим резко возрастают.
Получается, что государство подталкивает бизнес к дроблению, другим способам так называемой оптимизации фискальной нагрузки. — подытожил глава государства.
Путин попросил правительство совместно с парламентариями проработать параметры амнистии в отношении некрупных компаний, которые при фактическом росте бизнеса были вынуждены использовать схемы налоговой оптимизации. Они должны отказаться от искусственного и притворного дробления бизнеса, перейти к нормальной, цивилизованной работе в белую.
Президент заверил, что никаких штрафов, санкций, пересчета налогов за предыдущие периоды не будет. В этом смысл амнистии.
В распоряжении «Клерка» — эксклюзивный комментарий эксперта касаемо амнистии для увлекающихся дроблением бизнеса:
Роман Шишкин, налоговый адвокат, к.ю.н.
«Объясню, почему к дроблению такое большое внимание, что этот вопрос напрямую попал в послание В. Путина к Федеральному собранию. До 2008 года дел по дроблёнке было очень мало, и судов тоже (кроме единичных случаев). По статистике ФНС с 2008 по 2023 г. было 643 дела по дроблёнке. И дальше этот показатель только растёт. То есть вопросов по ней много, но сама тема плохо проработана.
Многие ошибочно трактуют слова президента, что сегодня-завтра будет какой-то закон. Я думаю, что это вопрос 1-2 лет, а самый ранний срок — не ранее начала 2025 года, чтобы сформировать какие-то критерии.
В письме № 03-02-07/107221 от 09.11.2023 Минфин просили сделать конкретные критерии по дроблению. И он ответил, что тут очень много субъективных факторов: родственные отношения, займы, нахождение по одному адресу, единая бухгалтерия и др. Эти критерии невозможно описать в НК, иначе он станет на 10 000 страниц.
Поэтому данные вопросы всегда решаются на местах с учетом доказанности конкретного умысла группы компаний и ИП на дробление. Если да, значит есть налоговая выгода. Если же все работали самостоятельно, даже имея какие-то родственные связи, то здесь дробление налоговая не доказала.»
Эксперт подчеркнул, что изменения точно будут. И это будет не просто законодательная инициатива, а проработка с изданием акта амнистии. И всё это пойдет, по его мнению, как с общепитом. Тогда для отдельной отрасли — различных кофеен и маленьких ресторанчиков — пошли по пути изменения закона. С 2022 года всем сказали: раскройтесь, покажите свою аффилированность и работайте спокойно, уплачивая полностью налог на прибыль. Но если у вас выручка всех ООО и ИП не более 2 млрд на всю группу, то официально не платите НДС. Это прямая норма.
Президент говорил немного об ином - аналоге амнистии капиталов. При ней если за прошлые периоды уже не назначена выездная, назначить по дроблению нельзя.
То есть, если примут закон, что с 1 января идите по пути амнистии — платите все налоги на ОСНО полностью, как это должно было быть, а не дроблением на 25 ИП. Тогда ИФНС не проверяет за прошлые периоды и не начисляет штрафы. А вот вопрос с пенями всегда остаётся открытым.
Главная ценность речи президента — чтобы в амнистии было чётко зафиксировано, что выездные проверки за предыдущий период (за 3 последующих года) не будут назначать. То есть после амнистии платишь по ОСНО, а за предыдущее выездных не назначат. Если такой нормы не будет, инициатива — мертвая. Все будут бояться раскрыться с текущего периода, понимая что снимут со спецрежимов и насчитают за предыдущие годы. Ни один человек на это не пойдёт, пока не будет прямых гарантий в амнистии.
Р. Шишкин подытожил, что выездные проверки по дроблению останутся, но будут скорректированы с учетом закона об амнистии. Если же конкретная формулировка по предыдущим периодам будет невнятной, амнистия не будет работать. Поэтому нужно ждать законопроект и тогда делать точные выводы.
Ждём ниже ваши комментарии по поводу возможных условий амнистии в отношении дробления бизнеса.
Начать дискуссию