Самозанятые

👆 ФНС: если компании постоянно нужны услуги самозанятых, надо просто принять нужных в штат. Эксперт: некоторые рекомендации — за рамками компетенции налоговиков

Имеют место случаи, когда организации и ИП вместо оформления трудовых отношений привлекают к выполнению работ плательщиков НПД. Идет одновременное нарушение налогового и трудового законодательства. Как исключить налоговые риски, пояснили налоговики.

Региональная УФНС приводит перечень рекомендаций:

  • оценивать характер, объем и длительность работ для которых привлекают самозанятых. Если есть систематическая потребность в конкретном виде работ, надо включить в штатное расписание должность такого специалиста и принять его на работу.

  • не заключать договоры со своими бывшими работниками в статусе самозанятых, если с даты увольнения прошло менее 2 лет;

  • оформлять договор с самозанятым только в том случае, если нужен определенный объем работ, а не постоянные взаимоотношения. Самозанятый должен получать оплату за конкретный результат, а не за текущую работу;

  • не заключать с самозанятыми договоры на выполнение работ, не разрешенных для них законом № 422-ФЗ);

  • перед оплатой по ИНН проверять актуальность статуса плательщика НПД на сайте npd.nalog.ru;

  • при каждой оплате запрашивать у самозанятого чек из приложения «Мой налог»;

  • для учета в составе расходов и подтверждения объема, периода и даты выполненных работ (услуг) оформлять акты с самозанятым.

Свой эксклюзивный комментарий «Клерку» дал Александр Хаминский, налоговый юрист, руководитель МОО «Центр правопорядка в г. Москве и Московской области»:

«25 марта УФНС по Красноярскому краю опубликовала критерии налоговых рисков при использовании труда самозанятых. В своей публикации налоговый орган указывает на то, что сейчас имеют место случаи подмены трудовых отношений договорами услуг (выполнения работ) с самозанятыми. Таким образом происходит занижение налоговой базы по уплате НДФЛ, а также базы для исчисления обязательных взносов во внебюджетные фонды. При этом в целях исключения налоговых рисков УФНС предлагает следующие рекомендации, которые условно можно разделить на 2 группы.

К первой группе можно отнести оценку фактических взаимоотношений работодателей и самозанятых — оценка характера и длительности работ, выполняемых самозанятыми, разовость, систематичность и т. д. На основе указанных критериев налоговый орган рекомендует не заключать договоры со своими бывшими работниками в статусе самозанятых, если с даты увольнения прошло менее 2 лет, оформлять договор с самозанятым только в том случае, если нужен определенный объем работ, а не постоянные взаимоотношения. Подчеркивается, что самозанятый должен получать оплату за конкретный результат, а не за текущую работу.

В свою очередь, ко второй группе относятся рекомендации, касающиеся учета работ, выполняемых самозанятыми в целях надлежащего подтверждения расходов, а также проявления должной осмотрительности при выборе контрагента из числа самозанятых. К таким рекомендациям можно отнести:

  • проверку актуальности статуса плательщика НПД на сайте npd.nalog.ru;

  • требование предоставления чеков от самозанятых по каждой финансовой операции;

  • оформление актов с самозанятым.

На мой взгляд, первая группа рекомендаций, связанная со взаимоотношениями между работодателями и самозанятыми, находится за рамками компетенции налоговых органов.

Эксперт добавил: если нормативно не установлено, что именно означают в таких взаимоотношениях периодичность, характер, объем выполненных работ и т. д., налоговый орган не вправе вводить подобное регулирование.

При этом оценка экономической направленности во взаимоотношениях между организациями (ИП) и самозанятыми может производится налоговыми органами исключительно в рамках контрольных мероприятиях и отражаться в решениях по результатам соответствующих проверок. Однако такие оценки не могут быть предрешены, и окончательное слово в любом случае остается за судебными инстанциями.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

С 2025 года в России будет действовать новый стандарт бухгалтерской отчетности — ФСБУ 4/2023. Он призван приблизить российские стандарты к международным, что, в свою очередь, потребует изменения многих внутренних процессов. Рассказываем, что изменится в отчетности для бизнеса, почему важно подготовиться к переходу уже сейчас и как это сделать.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

Комментарии

10
  • бух2007

    если вам нужны одни и те же материалы, не покупайте их. Наймите сотрудников, сырье, оборудование, и пусть они делают сами эти материалы) 😄

  • Виктор

    Если есть систематическая потребность в конкретном виде работ, надо включить в штатное расписание должность такого специалиста и принять его на работу

    В налоговую перестали брать людей с экономическим образованием?