Такую статистику приводит региональное УФНС.
Налоговики назвали признаки, которые указывают на злоупотребление компанией режимом НПД.
Это, в частности, такие признаки:
намеренный перевод работников на НПД с оказанием услуг взаимозависимому юрлицу;
минимальное количество в организации штатных работников при значительном количестве привлеченных самозанятых;
использование при регистрации одного адреса электронной почты;
использование одного технического средства для формирования чеков.
Если такие действия будут выявлены, работодатель попадет в группу риска, о чем его проинформируют налоговики, предложив добровольно уточнить свои налоговые обязательства.
Для контроля данной сферы налоговики располагают специальными цифровыми инструментами, которые в режиме реального времени определяют налоговых агентов с признаками подмены трудовых отношений с самозанятыми, предупреждает УФНС.
Свой комментарий «Клерку» дал Александр Хаминский, налоговый юрист, руководитель МОО «Центр правопорядка в г. Москве и Московской области»:
«К настоящему времени критерии и признаки налоговых рисков при использовании труда самозанятых разработаны ФНС достаточно подробно. В своих рекомендациях налоговые органы и другие уполномоченные органы госвласти отмечают, что случаи подмены трудовых отношений договорами услуг (выполнения работ) с самозанятыми получили широкое распространение.
Так, по данным Минтруда около 60-65% самозанятых на самом деле осуществляют трудовые функции в качестве штатных работников организаций.
Основным подходом, которым руководствуются налоговые при проверках хозяйственной деятельности, является оценка реальности сделок. Этот подход распространяется на все сферы деятельности, в том числе и на оценку их взаимоотношений с физлицами, использующими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
В указанных правоотношениях налоговый орган обычно ставит задачу доказать притворность сделки, которая совершается между организацией и физлицом с целью минимизации налоговой нагрузки. Критериями такой притворности являются, в частности, характер, объем и длительность работ (услуг), для выполнения которых предполагается привлечение самозанятого лица.
Например, систематическая потребность в конкретном виде работ (услуг) будет рассматриваться налоговым органом в качестве признака налогового риска. Характер работ, который требует нахождения физлица на территории организации, также будет оцениваться как попытка прикрытия трудовых отношений.
Вместе с тем, взаимозависимость лиц, указанная в ч. 8 п. 2 ст. 6 Федерального закона № 422-ФЗ, которая не признает объектом налогообложения доходы от оказания физлицами услуг по ГПД при условии, что заказчиками услуг выступают работодатели указанных физлиц или бывшие их работодатели менее 2-х лет назад, зачастую ошибочно трактуется как запрет самозанятому оказывать услуги компании, если был ее работником и уволился меньше 2-х лет назад. В действительности, самозанятый имеет полное право оказывать услуги в этой ситуации, уплачивая налог по ставке 13%.»
Юрист добавил, что сложно оценить реальность сделки и характер оказываемых работ при дистанционном оказании услуг самозанятым. Массовый переход на дистанционный способ работы в период пандемии позволил работодателям использовать труд самозанятых вместо трудовых правоотношений, существенно экономя на налогах.
Что нельзя делать при сотрудничестве с самозанятыми, читайте здесь.
Начать дискуссию