Дроблению бизнеса посвящена ст. 5 законопроекта.
Амнистия предусмотрена для готовых отказаться от схем дробления бизнеса. Установлен порядок прекращения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов (то есть амнистии), не уплаченных в результате дробления бизнеса. При этом отказ должен быть добровольным.
Дробление бизнеса (по версии Минфина) — это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, ИП), в отношении которых есть контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов.
Добровольный отказ от дробления означает исчисление и уплату налогов лицами, применяющими дробление, в размере, определенном в результате консолидации доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием применения спецрежимов, всей группы лиц.
Обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов, предусмотренных ст. 119, 120 и 122 НК, возникшая за налоговые периоды 2022-2024 годов в результате дробления, может быть прекращена при добровольном отказе от дробления бизнеса в налоговых периодах 2025 и 2026 годов. При соблюдении ряда условий.
Есть оговорка, что прекращение обязанности не распространяется на решения о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений (или об отказе в этом), вынесенные по результатам налоговых проверок и вступившие в силу до дня вступления в силу поправок в НК.
Одновременно со дня вступления в силу поправок приостанавливается вступление в силу решений по результатам налоговых проверок за налоговые периоды 2022 - 2024 годов. Но только в части правонарушений, являющихся дроблением бизнеса. Такое приостановление:
не отменяет права на обжалование решения;
не прерывает течение сроков на обжалование.
Принцип такой: если в решении, не вступившем в силу на день вступления в силу поправок, по итогам проверок за 2022-2024 годы установлен факт дробления, а по результатам выездных проверок (в случае их назначения) за 2025 и 2026 годы не установлен, обязанность по уплате за 2022-2024 годы прекращается.
Особо оговорено: если выездная за 2025 и 2026 годы не назначена, обязанность по уплате прекращается с 1 января 2030 года.
Если же по итогам выездной за 2025 и 2026 годы установлено дробление, решение по проверке за 2022-2024 годы в этой части вступит в силу.
При частичном добровольном отказе от дробления в налоговых периодах 2025 и 2026 обязанность по уплате, установленная по результатам проверок за 2022-2024 годы, прекращается в соответствующей части.
Если плательщик отказался от дробления в налоговых периодах 2025 и (или) 2026 годов только после вынесения решения о проведении выездной проверки за эти периоды, обязанность по уплате за 2022-2023 годы может быть прекращена при условии добровольного отказа от дробления также за 2024 год и до даты вступления в силу по указанной проверке решения.
В рамках камеральных проверок уточненных деклараций за 2024 год, налоговики вправе истребовать информацию, документы, связанные с подтверждением добровольного отказа от дробления.
В случае начала реорганизации, влекущей прекращение деятельности, или принятия решения о ликвидации, или прекращения деятельности ИП, или обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом:
приостановление вступления в силу решения налоговой прекращается и оно вступает в силу:
обязанность по уплате, установленная по результатам проверок за 2022-2024 годы в связи с дроблением, прекращается.
Если после ликвидации либо реорганизации или прекращения деятельности решением по выездной проверке установлено, что дробление бизнеса продолжается в 2025 и 2026 годах иной группой лиц, на такие лица возлагается обязанность по уплате налогов, отраженных в решении за налоговые периоды 2022-2024 годов.
Отдельно оговорено про налоговые правонарушения, не связанные с дроблением бизнеса, но выявленные.
Свой персональный комментарий «Клерку» дал Роман Шишкин, к.ю.н., налоговый юрист, адвокат, автор книг по налогам и налогообложению:
«Минфин представил довольно подробный законопроект. В частности, ключевое — что при добровольном отказе от незаконного дробления в 2025-26 годах не доначислят налоги, пени и штрафы за 2022-24 год. И соответственно рассмотрел подробные случаи, если сейчас текущее проверки уже назначены либо по ним вынесены решения.
Есть два замечания:
1. Минфин дал определение дробления бизнеса как единого производственного процесса. Здесь точно будут расхождения, потому что все понимают этот формат по-разному. По аналогии со ст. 54.1 НК, возможно, здесь выходом было бы составление Верховным Судом обзора – что и по каким делам признавалось единым производственным процессом. Потому что трактовка здесь может быть разная.
2. В законопроекте постоянно идет речь по поводу 2022-24 годов. Но до конца 2024 года может быть назначена выездная налоговая проверка, в том числе за 2021 год. Вот по 2021 году норм в законопроекте нет. По большому счету еще есть полгода, чтобы налоговая этот период смогла проверить.»
Все про изменения в налоговой системе с 2025 года смотрите здесь.
Комментарии
5милый Минфин, как аккуратно он предупреждает😀
я бы вообще никакие частичные добровольные отказы не принимал. Если такой, то автоматом под амнистию не попадаешь.
Человеческим языком кто-нибудь объяснит? Это же квест какой-то...