Сегодня президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) должен определить момент, с которого следует отсчитывать трехлетний срок, когда компании могут претендовать на возврат излишне уплаченного налога. Налоговики полагают, что этот период ограничен тремя годами с момента уплаты налога, а плательщики уверены, что его нужно отсчитывать с даты, когда предприятию стало известно о переплате. Дело в том, что с момента уплаты налога до получения налогоплательщиком акта сверки от фискалов может пройти значительное время.
С жалобой в ВАС обратился уральский филиал ОАО «Ростелеком». В сентябре 2003 года компания направила в налоговую инспекцию заявление о возврате из бюджета 586 тыс. руб. излишне уплаченной суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за 2000 и 2001 годы. Инспекция отказала предприятию в возврате этих сумм. Через два года ситуация повторилась: налоговая служба отказалась вернуть из казны этот же платеж. Но Арбитражный суд Тюменской области обязал фискалов перечислить деньги на счет компании. Судьи объяснили, что срок обращения налогоплательщика к фискалам за возвратом излишне уплаченных налогов еще не прошел. Статья 78 Налогового кодекса (НК) гласит, что заявление о возврате уплаченного налога можно подать в течение трех лет. Судьи также постановили, что срок исковой давности нужно отсчитывать с момента сверки расчетов компании с инспекцией,— эта процедура происходит значительно позже самого момента уплаты налога.
Но Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа изменил решение по делу: судьи посчитали, что предприятие пропустило трехлетний срок, отведенный на возврат излишне уплаченных налогов, поскольку считать его нужно не с момента сверки документов, а со дня уплаты налога. Компания с таким решением не согласилась и обратилась в ВАС.
«В ряде случаев налогоплательщики просто не успевают в срок, установленный в НК, обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога,— говорит начальник департамента налогового и финансового права юридической фирмы „Частное право” Елена Наговицына.— Но есть определение Конституционного суда (КС) №173-О от 21 июля 2001 года, которое разъясняет, что в случае пропуска трехлетнего срока компания может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства».
В этом случае, по словам Елены Наговицыной, действуют общие правила исчисления сроков исковой давности, а именно со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
«Это важная гарантия защиты прав налогоплательщиков»,— полагает эксперт.
Сегодня окончательную точку в спорной ситуации должен поставить президиум ВАС. «Пока же не ясно, как сочетать нормы НК и решение КС, если НК говорит о том, что заявление на возврат налога должно быть подано компанией в течение трех лет со дня оплаты суммы, а КС утверждает, что у налогоплательщика есть право обратиться в суд с требованием о возврате переплаты в течение тех же трех лет, но лишь с момента, когда предприятию стало известно о переплате»,— объяснил гендиректор компании «Налоговая помощь» Сергей Шаповалов. Ознакомившись с определением ВАС, подготовленным для президиума, оба эксперта полагают, что суд поддержит позицию суда первой инстанции.
Как считать налоговый срок давности
Сегодня президиум ВАС должен определить момент, с которого следует отсчитывать трехлетний срок, когда компании могут претендовать на возврат излишне уплаченного налога.
Начать дискуссию