Минэкономразвития почти согласовало с Минфином законопроект об обязательном медицинском
страховании (ОМС). Документ не дает право работникам отказаться от участия
в системе страхования в пользу частных компаний. Эксперты и страховщики считают,
что этот вариант можно признать "лучшим из худших". По их мнению, он может стать лишь базой для реформы системы здравоохранения.
Система ОМС функционирует в России с 1991 г. , когда был принят закон "О медицинском страховании граждан в РФ". По нему страховщики должны оплачивать услуги врачей и контролировать качество лечения. Финансируют страховые компании федеральный и территориальный фонды ОМС, а те, в свою очередь, получают средства из бюджета и от работодателей 0,2% и 3,4% от фонда оплаты труда в виде единого социального налога (ЕСН). За январь - октябрь объем поступлений в ФОМС составил 78,59 млрд руб. Механизм страхования неработающего населения в законе не прописан, и эти услуги финансируют региональные бюджеты.
Недочеты в существующей системе ОМС выявило в январе Главное контрольное управление президента. Контролеры посоветовали финансировать медучреждения по результатам их работы, а не исходя из наличия персонала и койко-мест, и регламентировать оплату медстраховки неработающего населения. А предприниматели рассчитывали, что в рамках реформы ОМС им разрешат отказываться от участия в ОМС в случае перехода на добровольное страхование.
Новый законопроект об ОМС Минэкономразвития пытается согласовать с Минфином почти год. По настоянию чиновников финансового ведомства реформаторы исключили норму о возможности 50% -ных скидок на обязательную страховку сотрудников при наличии добровольной, и теперь, как говорит замруководителя страхового департамента Минфина Павел Бичикашвили, "остались только технические и редакционные правки". "Законопроект будет согласован уже в четверг ", - заверяет руководитель пресс-службы Минфина Юрий Зубарев.
Документ, копия которого имеется в распоряжении "Ведомостей", предполагает, что федеральный бюджет будет "софинансировать" страховку неработающих граждан регионами - правда, только при условии полного исполнения ими своих обязательств по страховым выплатам. Для получения помощи федеральной казны субъектам нужно будет заключать специальное соглашение с центром. А к 2008 г. Минэкономразвития собирается написать новый законопроект, который будет регулировать страхование неработающих граждан в тех регионах, которые не заключат подобные соглашения или не смогут ими воспользоваться. "Сейчас слишком неравномерная ситуация по стране с рабочей силой, - говорит сенатор от Костромской области Иван Стариков. - Кое-где ситуация совсем аховая, а так есть надежда, что ситуация будет выравниваться".
Другая новация законопроекта - унификация базовых тарифов на услуги в системе ОМС. Расценки будут индексироваться с учетом региональных коэффициентов, а сами регионы смогут дополнительно увеличивать стоимость услуг за свой счет. "Это мечта [авторов] любой системы - иметь единые подходы, - уверен заместитель руководителя департамента Минэкономразвития Василий Донин. - У нас сейчас, по сути, 15 разных систем оплаты медицинских услуг, а будет одна - оплата медучреждениям будет производиться, исходя из объема предоставленных услуг ". Застрахованным лицам законопроект разрешает выбирать страховщика, а страховщикам - медицинские учреждения.
Вести реестр индивидуальных лицевых счетов застрахованных граждан, согласно законопроекту, будет Пенсионный фонд. "Он и так ведет реестры всех работающих и пенсионеров, так что останется только добавить детей, инвалидов и безработных, - поясняет Донин. - У других претендентов на ведение реестра [на это] нет ни средств, ни технических возможностей".
Страховщики не против предложенных изменений, но считают их недостаточными. Первый замгендиректора "РОСНО" Владимир Гурдус полагает, что документ "оживит" схему финансирования ОМС. Гендиректор страховой компании "МАКС" Надежда Мартьянова считает, что это могло бы стать началом настоящей реформы системы здравоохранения. "Необходимо унифицировать всю систему ОМС и улучшить финансирование за неработающее население, которого в стране [почти] 60% , - говорит Мартьянова. - А потом будем двигаться дальше".
Директор научных программ Независимого института социальной политики Сергей Шишкин называет предложенную модель "лучшей из всех худших". "Но ничего другого в существующих условиях придумать невозможно", - сетует Шишкин. А директор Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов отмечает, что в результате принятия законопроекта "неработающие граждане почувствуют улучшение, а те, кто хорошо зарабатывает, будут еще быстрее уходить в платную медицину". Владимир Гудрус из "РОСНО", напротив, полагает, что проект закона "не стимулирует качество повышения услуг и запуск реформы здравоохранения, так что пациенты вряд ли заметят изменение системы финансирования ОМС".
Возражения остались и у Минфина, несмотря на то, что ведомство готово согласовать проект. "Совершенно непонятно, почему в программе ОМС участвует Пенсионный фонд, - говорит источник в Минфине. - Помимо этого мы настаивали на том, чтобы прописать в законе реально действующую систему страхования, и получили отказ: медицинские страховщики, по сути, как были, так и остались просто расчетно-кассовыми центрами".
Андрей Панов
Павел Миледин
Начать дискуссию