Маркетплейсы

🛒 Маркетплейсы могут приравнять к торговым сетям. Мнение первого вице-президента Союза Интернет-торговли

Если маркетплейсы будут работать по правилам розничных сетей, то они не смогут привлекать к сотрудничеству самозанятых, а требования к пунктам выдачи заказов станут строже.

Минпромторг планирует приравнять маркетплейсы к торговым сетям и запретить им сотрудничать с самозанятым.

Законопроект с инициативой находиться в стадии обсуждения. Пока что нет точных сроков, когда документ будет внесен в Госдуму. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на представителя министерства.

Также законопроект снимет запрет на использование агентской схемы при продаже продовольственных товаров на маркетплейсах. Торговые площадки будут размещать на сайте полную информацию об условиях договоров с продавцами и владельцами ПВЗ и хранить их в течение трех лет.

Все пункты выдачи заказов будут считать торговыми сетями — «совокупностью двух и более торговых объектов» по одним брендом. Сами маркетплейсы определят как «цифровые площадки розничной торговли и предоставления услуг».

Специально для «Клерка» комментирует Екатерина Авдеева — первый вице-президент Союза Интернет-торговли:

«Позиция Минпромторга известна, она озвучивалась на различных круглых столах в Госдуме, Совете Федерации. По своей сути она логична и обоснована, потому что маркетплейсы идут по пути развития как раз торговых сетей. Сети тоже в начале говорили, что они просто продавцы полок и пытались представить себя некой новой сущностью, а не продавцом для потребителя. Такая практика была пресечена: сети стали продавцами и перестали прикрываться позицией, что ответственность несет поставщик, который выложил товар на полки. Бизнес-модель сетей изменилась: они развивают свои товарные знаки, продают продукцию под собственным брендом. И мы видим, что маркетплейсы идут тем же путем. Более того: монобрендовые ПВЗ создают впечатление у потребителя большой единой торговой сети. И здесь мы с Минпромторгом согласны, потому что его предложения действительно защищают права потребителя и идут по пути развития.

Опасения вызывает только то, что до сих пор не достигнуто согласия в определении того — что такое маркетплейс, цифровая платформа, агрегатор. Без введения понятийного аппарата и регулирования в законопроект уровнять могут всех со всеми. Это может привести к еще большей правовой неопределенности, что негативно скажется на правоприменительной практике.

Дело в том, что все-таки маркетплейс имеет свои отличия от сетей. Их полное уравнивание приведет к появлению совершенно другой бизнес-модели. И риски только усилятся. Нужен баланс и тщательная проработка понятийного аппарата и регулирования, которое должно быть близко к сетям, но скорее всего не может быть полностью идентичным».

Начать дискуссию