Минфин планирует изменить процедуру предоставления разъяснений налогоплательщикам, на основании которых предприниматель может быть освобожден от наказания в виде штрафа и пени. Эксперты опасаются, что новый порядок предоставления информации будет работать только в исключительных случаях.
Как уже сообщалось, с 1 января 2007 года вступают в силу поправки в Налоговый кодекс (НК), которые устанавливают новые правила получения разъяснений от Минфина.
Согласно им каждый налогоплательщик сможет описать свою ситуацию, свои возможные действия и попросить Минфин дать правовую оценку сделки. В случае если Минфин признает ее законной, изложив свою позицию в официальном письме, предприниматель (которому налоговая инспекция предъявляет претензии) получит право не платить пени и штраф.
Однако в новом порядке предоставления «налоговой индульгенции» есть немало изъянов. Дело в том, что такие разъяснения Минфин будет давать либо конкретному налогоплательщику, либо «неопределенному кругу лиц». Получается, что данное одному юридическому лицу пояснение не может использовать другой предприниматель. При этом остается открытым вопрос, кто, собственно, входит в этот «неопределенный круг лиц».
Эксперты полагают: по всей видимости, это сотрудники налоговых органов, которым такие письма высылаются «для принятия к сведению». В результате получается, что письмами Минфина смогут пользоваться только определенные предприниматели, которым удалось получить от министерства официальный ответ. Однако и они не застрахованы от возможных претензий налоговиков: дело в том, что по новым правилам эта схема не будет работать в том случае, если письменные разъяснения были основаны на неполной или недостоверной информации.
По мнению юристов, этого вполне достаточно, чтобы дезавуировать практически любую бумагу министерства.
В Минфине, очевидно, понимают, что такая схема работы с налогоплательщиками нуждается в корректировке.
Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин рассказал вчера, что в настоящее время официальные разъяснения Минфина содержат только ответы на запросы налогоплательщиков, но не содержат самих запросов. С Нового года Минфин планирует включать в текст ответа запрос налогоплательщика. «Такая форма позволит широкому кругу налогоплательщиков воспользоваться разъяснениями, данными конкретному налогоплательщику»,— полагает чиновник и отмечает: налогоплательщикам, воспользовавшимся такими разъяснениями, необходимо будет предоставить доказательства того, что их условия соответствовали условиям, указанным в разъяснении.
Один из опрошенных «Бизнесом» экспертов, попросивший об анонимности, считает, что такой порядок, несомненно, лучше. «Однако нельзя быть уверенным, что Минфин будет использовать такой формат ответов, ведь в законе о нем нет ни слова. Соответственно, в некоторых случаях он может посылать такие „расширенные” письма, а в некоторых — нет»,— говорит эксперт.
Однако адвокат «Юков, Хренов и партнеры» Евгений Таратин полагает, что у налогоплательщиков не должно возникнуть проблем с применением писем Минфина: «Новая редакция пункта 8 статьи 75 НК в контексте других норм НК должна пониматься так: налогоплательщик имеет право применять разъяснения Минфина, которые были даны либо ему, либо неопределенному кругу лиц». Юрист продолжает: об этом же, кстати, говорится и в письме самого Минфина № 03–02–07/39 от 21 сентября 2004 года и в постановлении пленума Высшего арбитражного суда (ВАС) №5 от 28 февраля 2001 года.
«Там также указано, что не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику или неопределенному кругу лиц. По всей видимости, и Минфин, и ВАС подразумевали именно это, иначе была бы использована иная фраза, например: любые лица или иные лица»,— говорит Таратин.
Начать дискуссию