С 2025 года власти собираются запустить систему прослеживаемости товаров, которая принесет бюджету дополнительные 150 млрд рублей.
Механизм позволит бороться с серыми схемами ввоза импортных товаров, которые оформляются как транзитные, но в итоге остаются в России для внутреннего потребления. Об этом пишет РБК со ссылкой на пояснительную записку к проекту федерального бюджета на 2025-2027 годы.
«Вопросы сокращения теневого ввоза действительно прорабатываются. Цель этой работы — борьба с недобросовестными участниками рынка и выравнивание условий конкуренции для бизнеса, который работает "вбелую", уплачивая все импортные платежи», — сказали в Минфине.
Ложный транзит применяют недобросовестные предприниматели для уклонения от уплаты ввозного НДС по ставке 10% или 20% в зависимости от вида товара. Международный транзит проходит по ставке НДС 0%. За уплатой этого налога при импорте из стран ЕАЭС следит ФНС, а из других государств — Федеральная таможенная служба (ФТС).
Ожидается, что новая система прослеживаемости товаров принесет в бюджет 150 млрд рублей в 2025 году, 162,3 млрд — в 2026 и 174,7 — в 2027 году.
Общие поступления от НДС по декларированному импорту из стран ЕЭАС составят 961,3 млрд рублей в 2025 году, 1,1 трлн— в 2026 году, 1,16 трлн — в 2027.
Комментарий «Клерку» предоставила Екатерина Авдеева — первый вице-президент Союза Интернет-Торговли (СИТ), амбассадор «Дежурного по бизнесу», руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России», член ее Генсовета:
«Есть план действий ФТС на 2024-2025 годы, утвержденный Минфином. Там тоже прописано создание Национальной системы подтверждения ожидания товаров. Однако в ФТС эта система распространяется исключительно к взаимной торговле в рамках ЕАЭС, тогда как в пояснительный записке к проекту бюджета идет речь идет уже о торговле с третьими странами.
Глобально псевдотранзит используется для ввоза подсанкционных товаров из ЕС и КНР. При пересечении границы с Россией контракты на окончательный пункт поставки меняются, и таможенное декларирование происходит по классической схеме с уплатой НДС. Проблема совсем уж черных поставок — чтобы товар растворялся по пути — не может иметь больших объемов, так как компания, задекларировавшая транзит, обязана продекларировать товар при вывозе из России. Соответственно, “исчезнувший” товар ФТС должна видеть».
Начать дискуссию