Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением внести в НК поправки, по которым долги иностранных контрагентов будут признаны безнадежными. Компании не могут исполнить свои обязательства из-за санкций.
Идея распространяется на ситуации, когда контрагент зарегистрирован в юрисдикции, которая присоединилась к санкциям, а также если санкции ввели против конкретной компании в РФ или в отношении ее взаимозависимых лиц. Об этом пишет Forbes.
«Проведенный анализ иностранного санкционного законодательства свидетельствует, что судебное взыскание такой задолженности невозможно до окончания неопределенного срока действия санкций», — сказано в обращении.
Сейчас безнадежными признают только долги, которые невозможно взыскать из-за истекшего срока исковой давности, банкротства контрагента. Потери из-за санкций к таковым основаниям не относятся, и бизнес не может уменьшить на них налогооблагаемую базу. Это приводит к тому, что компании должны платить налог на прибыль при ее фактическом отсутствии.
Поправки станут особенно актуальными для 2025 года, когда ставка по налогу на прибыль вырастет с 20% до 25%.
Специально для «Клерка» комментирует Екатерина Авдеева — руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России», члена ее Генсовета, амбассадор «Дежурного по бизнесу»:
«Предложение стоит поддержать, так как сложилась ситуация, когда на предпринимателя ложится двойная финансовая нагрузка: он не только терпит убытки, но еще и должен платить с потерянных денег налоги.
Даже если урегулирование разногласий по договору прописано в российской юрисдикции, то навряд ли компании из недружественных стран будут исполнять решения российских судов. Что касается иностранных судов, то к ним доступ затруднен. То есть реальных рычагов воздействия на контрагентов в ЕС и США у российского бизнеса нет.
Число пострадавших компаний исчисляется тысячами, даже десятками тысяч. В 2021 году по данным ФТС в России было 97 тысяч компаний, осуществлявших внешнеторговые операции.
С одной стороны, основная масса прерванных контрактов, конечно, пришлась на 2022 год, а по истечении трех лет неистребованные долги бухгалтер может официально записать в невозвратные и внести в убытки. С другой, санкции против новых и новых отраслей российской экономики вводились и дальше, а платежи из-за вторичных санкций могут зависнуть даже и в дружественных странах. Поэтому ситуация длящаяся, она не закончена с 2022 годом. И предлагаемое РСПП решение вполне востребовано и соответствует текущему моменту.
Главное, чтобы эта схема не стала лазейкой для вывода средств за рубеж — когда суммы будут с одной стороны выводиться из российской юрисдикции по фальшивым контрактам, а потом с этих сумм еще и не будут платиться налоги».
Начать дискуссию