В 2023 году в стране легализировали свыше 2 трлн рублей доходов, полученных преступным путем. Этот показатель эквивалентен 1,2% ВВП.
Незаконно вывели из страны около 30,8 млрд рублей, а обналичили — 59,5 млрд. Уровень чувствительности антиотмывочной системы составляет порядка 4% расчетного объема преступных доходов. Об этом пишет РБК со ссылкой на научную статью «Оценка масштабов отмывания денег в России».
К основным видам преступлений, для которых свойственно отмывание, относятся: незаконный оборот наркотических веществ, табачных изделий, драгоценностей, пиратство, мошенничество, коррупция и прочее.
В 2023 году правоохранительные органы раскрыли 998 тыс. преступлений. Совокупный ущерб от нарушений, где есть отмывание денег, составил 588 млрд рублей. В среднем на одно такое правонарушение приходится 735,8 тыс. рублей.
«Если у кого-либо украдут айфон, то ущерб составит 100 тыс. руб., но на руки преступник получит максимум 10 тыс. А кражи — весьма существенная часть преступных доходов, согласно этому исследованию», — сказала руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева.
Среди экономических преступлений сейчас на первом месте стоит легализация преступных доходов. В 2023 году ущерб от нее составил 872 млрд рублей. На втором месте — мошенничество (715 млрд), на третьем — преступления с незаконным оборотом наркотиков (315 млрд).
Специально для «Клерка» Екатерина Авдеева добавила:
«Оценка объема сомнительных операций Центробанком должна соответствовать истине. За последние 10 лет система мониторинга банковских операций в России сильно шагнула вперед. Весьма успешно работает Росфинмониторинг, осуществляя внешний контроль операций. Действует внутренний комплаенс банков. Вполне эффективно действует антиотмывочный 115-ФЗ. И в таких условиях сложно поверить, что в России идут незаконные операции на триллионы рублей.
Плюс не учитывается традиционно высокая доля оборота наличных в преступном мире России. Вспомним любое громкое коррупционное задержание последних лет: постоянно огромные суммы наличности.
Часто в экономических преступлениях сумма ущерба в высокой степени зависит от субъективной оценки следствия. Иногда в сумму ущерба включают “недополученную прибыль” и т. д. Не учитываются новые методы ухода от финансового контроля через криптовалюты, правоприменительная практика, которая меняется. У нас долгое время ст. 174 и ст. 174.1 УК не применялись в случае с налоговыми нарушениями. Сейчас в деле Блиновской следствие утвердило обвинение по ст. 174, что без изменения законодательства приведет к росту ущерба».
Комментарии
3Экономисты оценили рынок отмывания денег в России в 2 трлн...- Многовато. Что предлагается?...- Росфинмониторинг взаимодействует с органами исполнительной власти, правоохранителями, а также с участниками рынка, которые проводят финансовые транзакции граждан и компаний или имеют данные об их сделках...- Это уже поздно...- И что делать?!...- Пресекать уже на стадии организации производства и продажи контрафакта...- А как именно?...- Сажать в тюрьму и продавца и хозяина незаконного бизнеса...- Это трудно, судебный процесс будет длиться долго...- Всё просто- даже если продаешь единичный поддельный товар (шильдик, например!) - в тюрьму, лет на 9...- Ну, хорошо. А куда пойдут покупатели?...- В авторизованный магазин АвтоВАЗа...- Логично. А что делать с таким рынком?...- На их месте строить гостинницы...- Большая территория...В Москве будет 4 новых отеля! Логично...- И так по всей стране!...- А будет желание у властей? Не секрет, что они бывают коррумпированы...- А это уже не компетенция Росфинмониторинга...- А чья?...- И "буревестников революции" тоже...
На их месте строить гостиницы...
Отмывка денег и контрафакт коррелируют между собой примерно так же, как балет и авиационная промышленность.