Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств должны стать дополнением к Положению по бухгалтерскому учету 6/01 "Учет основных средств", утвержденному приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н. То есть если в Положении приведены общие требования, то в указаниях подробно сказано, как поступать в той или иной ситуации.
Например, определено, как приходовать основные средства, к которым относятся здания, станки, машины, оборудования, компьютеры. Перед тем как предприятие начнет использовать это имущество, надо составить акт о приеме-передаче объекта основных средств (по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7). Среди прочих сведений в акте надо написать и инвентарный номер имущества, под которым оно будет значиться на предприятии. Также этот номер приводится на самом здании, станке, машине и т. д., причем финансисты рекомендуют указать этот номер краской (к примеру, на станке), либо повесить на оборудование соответствующую бирку. И, наконец, этот же номер вносится в инвентарную карточку, которую можно сравнить с паспортом основного средства. Ее форма также утверждена вышеупомянутым постановлением Госкомстата России. Заметим, что малым предприятиям вместо инвентарной карточки можно заполнять инвентарную книгу, которую оформить немного проще.
Оформлению документов в Указаниях уделено особое внимание, но, к сожалению, есть советы, которые опасно использовать на практике. Например, в пункте 5 Указаний сказано, что руководство предприятия может само решить - какими документами учитывать движение основных средств. Однако за такую самостоятельность можно поплатиться штрафом. Ведь по статье 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации обязаны использовать те первичные документы, что утвердил Госкомстат России. Если фирма откажется от таких документов (к примеру, не станет оформлять акт приема-передачи основного средства), то налоговый инспектор может сказать, что предприятие необоснованно завысило расходы. И, к сожалению, ревизор будет прав, поскольку затраты должны подтверждаться документами, оформленными по законодательству (ст. 252 НК РФ). В итоге, предприятию могут быть начислены санкции за отсутствие первичных документов - не менее 5000 рублей (ст. 120 НК РФ) либо за занижение налогов - 20 процентов от той суммы, которая якобы не была заплачена в бюджет (ст. 122 НК РФ). Кроме того, оштрафовать могут и бухгалтера, обвинив его в искажении отчетных данных. Правда, санкции (штраф от 2 до 3 тысяч рублей) возможны, только если стоимость основных средств, оформленных по неверным документам, будет не меньше 1/10 от стоимости всех основных средств (ст. 15.11 КоАП РФ).
Как видим, к Указаниям Минфина России надо относиться осторожно. Правда, рекомендации финансистов могут пригодиться в тех случаях, когда общеустановленной формы документа нет или же если вы оформляете не первичные документы, а те, в которых обобщаются сведения из первичных. Пример такого документа - инвентарные списки основных средств, которые рекомендуется вести, если у организации значительная часть оборудования находится в структурных подразделениях (п. 16 Указаний). Из пункта 12 Указаний следует, что этим подразделением может быть цех, склад, отдельный магазин и т.д. Предприятие вправе заполнять списки основных средств, которые находятся в этом подразделении, а для того, чтобы было удобно работать, в списках лучше писать номера инвентарных карточек и инвентарные номера основных средств. Зная эти данные, бухгалтер легко определит, соответствует ли информация, приведенная в документах подразделения тем сведениям, которыми располагает бухгалтерия. А для того, чтобы придать списку "официальный статус" его форму лучше не просто разработать в бухгалтерии, а утвердить приказом руководителя. Тогда и сотрудники будут без споров вести эти документы, и налоговик не обвинит организацию в том, что она применяет неутвержденные бланки. Ведь в законе о бухучете четко сказано, что если Госкомстат России не счел нужным вводить какой-то документ, то организация может это сделать самостоятельно. Главное - чтобы подобное творчество письменно "одобрил" директор фирмы. А если же вы готовите первичный документ (то есть, в которых показываются отдельные операции, а не сводятся данные), то в нем надо привести реквизиты, указанные в пункте 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ: наименование и дата документа, подписи тех, кто его оформил, название организации и т. д.
Артем Родионов, налоговый эксперт, заместитель главного редактора
журнала "Двойная запись"
Первый раз опубликовано в Российской бизнес-газете 09.12.2003
Начать дискуссию