Многие таможенные брокеры могут лишиться последней надежды на выживание. По новому Таможенному кодексу они должны платить ГТК 50 млн руб. в год в качестве гарантии уплаты таможенных пошлин. Кодекс оставлял брокерам лазейку: они могли предоставить на таможню договор страхования на ту же сумму. Однако Минфин предложил вообще исключить "страховую схему" из Таможенного кодекса.
Новый Таможенный кодекс, вступающий в силу 1 января 2004 г. , требует от таможенных брокеров внесения обеспечения, гарантирующего уплату брокером таможенных пошлин, на 50 млн руб. В качестве альтернативного варианта обеспечения брокер может предоставить договор поручительства, залог, банковскую гарантию либо договор страхования. По оценке экспертов и чиновников ГТК, по крайней мере треть брокеров не смогут выполнить это требование и будут вынуждены закрыться. При этом больше всего пострадают региональные брокеры.
Таможенные брокеры совершают таможенные операции от имени участника внешнеторговой деятельности. По оценкам экспертов, около 20% всех деклараций подается таможенными брокерами. На конец сентября лицензии брокера имела 541 компания.
Сами брокеры более всего рассчитывали на "страховой" вариант обеспечения. Они ожидали, что схема с привлечением страховых компаний, которую ГТК обещал запустить в действие к лету 2004 г. , позволит снизить затраты на внесение обеспечения до $25 000. Однако эта надежда, похоже, оказалась напрасной: Минфин предложил разработать поправки к ТК, исключающие внесение. Соответствующее письмо за подписью вице-премьера Алексея Кудрина, копия которого есть у "Ведомостей", было направлено в ГТК. По мнению министерства, статья 347 ТК, разрешающая использовать договор страхования в качестве обеспечения, "подлежит исключению [из ТК] полностью". Авторы письма полагают, что в данном случае "отсутствует объект страхования", а "договор страхования не является ценной бумагой (имуществом) " и не может быть внесен в качестве обеспечения.
Таможенный комитет готов поддержать позицию Минфина. По словам высокопоставленного чиновника ГТК, комитет не будет настаивать на сохранении страховой схемы. "Нам кажется, что исключение [статьи 347] - это целесообразная мера", - говорит чиновник.
Брокеры разочарованы письмом Минфина. "Участие страховых компаний было бы позитивным явлением, - говорит генеральный директор таможенного брокера Фирма "ГТК-сервис" Юрий Воронин, - их услуги были бы дешевле и удобнее". "Это вызывает недоумение, мы ожидали выхода страховых компаний на рынок. Почему нужно менять принятый только что кодекс? " - возмущается начальник правового отдела архангельского брокера "Беломортранс" Михаил Сисин. А брокер, попросивший не называть его имя, был еще более категоричен. "Нас прессуют со всех сторон. Это продолжение политики монополизации рынка, которую ведет ГТК", - уверен он.
Брокерам оставлен выбор - либо платить обеспечение в полном объеме, либо получать поручительство Совета ветеранов таможенной службы (СВТС) и Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ) , которое ГТК готов принимать вместо обеспечения. "Депозит или залог на 50 млн руб. могут позволить себе только очень крупные брокеры", - уверен Воронин из Фирмы "ГТК-сервис". Большинство компаний, по его мнению, будут сотрудничать с СВТС и НАТБ. Эта схема, по словам члена НАТБ, обойдется брокерам в $50 000 в год плюс от $1000 до $3000 в месяц (примерно $5 на каждую заполненную декларацию). Ранее один из таможенных брокеров, пожелавший остаться неназванным, сказал "Ведомостям", что эти организации "представляют собой филиал ОАО "ГТК". Однако генеральный директор НАТБ Игорь Орленко тоже расстроен возможной отменой "страховой схемы". "Чем больше конкуренция, тем лучше условия [ведения бизнеса] - это азбучная истина", - полагает он.
Страховщики восприняли предложение Минфина спокойно. Гендиректор компании "Согласие" Игорь Жук не совсем понимает, на основании чего Минфин предложил исключить возможность использования гарантий или страховых полисов страховщиков для обеспечения таможенных платежей. "К нам каждый день обращаются таможенные брокеры, и на эту услугу есть устойчивый спрос. С другой стороны, объемы бизнеса [для нас] незначительны. Мы не лоббировали включение этих положений в ТК и поэтому будем действовать так, как решат Минфин с ГТК", - говорит Жук. По словам директора центра по страхованию ответственности "РОСНО" Галины Гуляевой, гарантирование таможенных платежей не представляет особого интереса для страховщиков.
Андрей Панов
Павел Миледин
Начать дискуссию