Сегодня, 25 декабря, на совещании у вице-премьера Галины Кареловой должен обсуждаться законопроект об обязательном медицинском страховании (ОМС), внесенный в правительство Минэком на этой неделе. Правительство планирует рассмотреть его в середине января. За время более чем годовой работы над документом он сильно изменился. Если закон примут в нынешней редакции, страховые медицинские организации системы ОМС попадут в ситуацию правовой неопределенности, а о переводе системы ОМС на страховые рельсы придется забыть.
Первый промежуточный результат работы над законопроектом об ОМС Министерство экономического развития и торговли представило весной этого года. Тогда же документ был рассмотрен на выездном заседании Президиума Госсовета при президенте России. Президиум одобрил проект в целом, а Владимир Путин высказался за усиление в ОМС страховых принципов.
Помимо унификации стандартов медпомощи в системе ОМС (сейчас подушевые нормативы для россиян из разных регионов различаются в 20 раз) законопроект вводил два принципиальных новшества. Это ответственность субъектов Федерации за финансирование программ ОМС и возможность отказа гражданина от ОМС в пользу добровольного медицинского страхования.
Вторую идею горячо поддержали работодатели, полагавшие, что таким образом можно будет снизить налоговые отчисления в фонд ОМС. Однако против нововведения высказались многие ведомства и региональные власти. Они заподозрили, что из-за этого система ОМС может лишиться платежей от наиболее успешных предприятий и стать более дефицитной, чем сейчас. В результате законопроект, разосланный на согласование в министерства и ведомства осенью, уже не предусматривал возможности отказа от ОМС.
Тем не менее, процедура согласования документа растянулась еще на несколько месяцев. Главным оппонентом Минэка при этом выступил Минфин. В итоге разработчикам пришлось принять его принципиальную позицию: страховые медицинские организации (СМО) должны быть выведены за пределы правового регулирования страховой деятельности. Статья 3 последней версии законопроекта гласит, что на регулируемые им отношения действие закона об организации страхового дела не распространяется. А статья 22 запрещает организациям, осуществляющим ОМС, заниматься иными видами страховой и нестраховой деятельности. При этом регулировать работу СМО будет "уполномоченный федеральный орган исполнительной власти". Сами СМО в трактовке законопроекта - это "юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве страховщика и получившие в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по обязательному медицинскому страхованию".
Заместитель гендиректора компании "РОСНО-МС" Лариса Попович считает, что подобное кардинальное изменение статуса СМО создает ситуацию правовой неопределенности. "Поскольку мы вывели страховщиков системы ОМС из-под юрисдикции закона об организации страхового дела, остается не ясным, в соответствии с каким законодательством они должны создаваться. Кроме того, не понятно, каким нормам Гражданского кодекса соответствует такая организационно-правовая форма. Неясен и налоговый режим страховых операций, осуществляемых со средствами ОМС", - заключает она. Лариса Попович настороженно относится и к самой концепции исключения СМО из страховых правоотношений. "Фактически вместо страховой системы, о которой столько говорилось, создается дополнительная государственная структура, основная функция которой - распределение средств в соответствии с операционным планом. Я считаю, что это шаг назад. Из законопроекта исчезли рыночные элементы с потенциалом саморазвития. Мало того, что законопроект запрещает использовать все страховые механизмы, предусмотренные законом о страховом деле, - он не предусматривает возможности расширения программы ОМС дополняющими программами добровольного медицинского страхования. А это было одним из главных недостатков действующей системы ОМС", - говорит заместитель гендиректора "РОСНО-МС".
Страховые принципы в новой модели ОМС будут соблюдаться частично, полагает глава дирекции ОМС по Московской области страховой компании "МАКС" Надежда Новикова. Она считает, что разделение бизнеса по ДМС и ОМС для действующих страховщиков не будет фатальным: "ДМС всегда занимались отдельно выделенные структурные подразделения, отдельные дирекции; они легко найдут свое место и в будущем организационном плане компаний".
Юрий Цепелев, гендиректор компании "Мед-Полис", работающей в системе ОМС Курской области, полагает, что положение небольших страховых организаций, сочетающих ОМС и ДМС, осложняется вовсе не законопроектом об ОМС, а уже принятым новым законом об организации страхового дела, который требует увеличить уставные капиталы этих компаний до 30 млн руб. По мнению Юрия Цепелева, специфика работы медицинского страховщика такова, что региональным компаниям неоткуда будет взять необходимые для этого средства.
Татьяна ЖУКОВА
Источник: Агенство страховых новостей
Начать дискуссию