Законопроекты

Третья попытка налогового регламента

Получить необходимые документы и добиться разъяснений от налоговых инспекторов станет на порядок проще, обещают в Минфине.

Получить необходимые документы и добиться разъяснений от налоговых инспекторов станет на порядок проще, обещают в Минфине. Как стало известно «Бизнесу», ведомство Алексея Кудрина практически завершило работу над регламентом общения налоговиков и бизнесменов. Однако ценность нового свода правил может быть сведена на нет отсутствием ответственности фискалов за неисполнение требований регламента. 

Как рассказал «Бизнесу» заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин, уже в феврале «обновленная» версия регламента будет передана во все российские инспекции. По словам чиновника, она будет служить ориентиром в работе как для налоговых инспекторов, так и для бухгалтеров. 

Напомним, что это уже третья версия свода правил по работе с налогоплательщиками. 

До этого такие документы выпускались два раза — в августе 2004 года и в сентябре 2005 года. Последний вариант регламента оказался одним из наиболее одиозных — например, в нем устанавливались максимальные сроки ожидания в очередях на прием к инспекторам (не более часа). Кроме этого, в документе напоминалось, что налоговые инспекторы должны относиться к налогоплательщикам, не унижая их чести и достоинства, и отвечать на любые вопросы по телефону. 

В новой версии документа межличностным отношениям уделено гораздо меньше внимания. Главное отличие нового регламента — в нем указаны конкретные сроки, в течение которых налоговики должны предоставлять налогоплательщикам те или иные документы и информацию. К примеру, выдавать справки о состоянии расчетов с бюджетом инспекторы должны в течение пяти дней, а данные деклараций должны поступать из отдела по работе с налогоплательщиками (принимающего декларации) в отдел, которые заносит данные на лицевые счета компаний, максимум в течение двух дней со дня предоставления отчетности. 

Однако будут ли выдерживаться эти сроки, зависит только от желания самих налоговых инспекторов. Ведь ответственность за их нарушение не определена и в новой версии регламента. «Это не закон, это внутренний документ. Поэтому ответственность за его нарушение может быть дисциплинарной. Таким образом, за несоблюдение требований регламента налоговых инспекторов могут привлечь к ответственности как за нарушение должностных обязанностей. Но, как показывает практика, ФНС наказывает своих сотрудников крайне редко»,— рассказывает адвокат юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Юрий Воробьев. 

Требовать от налоговых инспекторов исполнения регламента достаточно сложно, соглашается начальник юридического отдела компании «Прадо» Елизавета Макарова. «По сути регламент создан для своих подчиненных. И требовать от них исполнения этих норм может только сама служба. Но воздействовать на налоговых инспекторов все же можно. Например, писать жалобы на действия конкретных налоговых инспекторов в вышестоящие организации»,— считает она. Источник «Бизнеса» в ФНС с этим полностью согласен: «Ответственность за нарушение сроков действительно не предусмотрена. 

Налогоплательщикам остается только жаловаться вышестоящему руководству». 

Впрочем, сами налогоплательщики рассчитывают, что документ им может пригодиться. «Сам по себе регламент составлен хорошо — все процедуры в нем расписаны достаточно четко. Другое дело, как он будет исполняться на практике. Ведь не секрет, что инспекторам приходится работать с тысячами компаний, и успеть внести данные с деклараций в программу в двухдневный срок очень трудно. Мне кажется, что проблему несоблюдения сроков можно решить другим путем — переходом на электронную отчетность»,— уверен главный бухгалтер компании «Энергопроект групп» Олег Закурдаев.

Начать дискуссию