Взносы в ФОМС

Касьянов завернул законопроект об ОМС

Закон об обязательном медицинском страховании (ОМС) , который завтра должно рассмотреть правительство, одобрен не будет. Премьер-министр Михаил Касьянов отложил решение по законопроекту как минимум до конца февраля. Страховщики и эксперты с премьером согласны и считают, что правительство должно полностью изменить систему ОМС.

Закон об обязательном медицинском страховании (ОМС) , который завтра должно рассмотреть правительство, одобрен не будет. Премьер-министр Михаил Касьянов отложил решение по законопроекту как минимум до конца февраля. Страховщики и эксперты с премьером согласны и считают, что правительство должно полностью изменить систему ОМС.

Правительство назначило рассмотрение закона об ОМС на 15 января, а в марте собиралось внести его в Госдуму. Однако вчера премьер Михаил Касьянов поручил доработать закон к концу февраля.

Система ОМС функционирует в России с 1991 г. , когда был принят закон "О медицинском страховании граждан в РФ". По нему страховщики должны оплачивать услуги врачей и контролировать качество лечения. Финансируют страховые компании федеральный и территориальный фонды ОМС, а те, в свою очередь, получают средства из бюджета и от работодателей в виде единого социального налога (ЕСН) - 0,2% и 3,4% фонда оплаты труда. За январь - ноябрь 2003 г. объем поступлений в ФОМС составил 86,3 млрд руб. Механизм страхования неработающего населения в действующем законодательстве не прописан, и эти услуги финансируют региональные бюджеты. По новому законопроекту федеральный бюджет будет "софинансировать" страховку неработающих граждан регионами - правда, только при условии полного исполнения ими своих обязательств по страховым выплатам.

По словам источника в правительстве, "Касьянову важно сейчас убедиться, что [новая] конструкция финансирования ОМС даст возможность сократить единый социальный налог, поэтому он и дал поручение внимательно просчитать все эти моменты". При этом чиновник выразил уверенность, что на ближайшем заседании "рассматривать предложенный документ как законопроект невозможно".

Получить комментарии у разработчиков законопроекта не удалось. Прочие заинтересованные чиновники и эксперты рады отсрочке в рассмотрении законопроекта, но считают, что это время надо использовать для полной переработки принципов медицинского страхования.

"Мы предлагали сделать [ОМС] нормальным страхованием, - говорит заместитель страхового департамента Минфина Павел Бичикашвили. - Однако в окончательном варианте страховые медицинские компании стали просто расчетными кассами". Единственное, что, по словам Бичикашвили, в такой ситуации мог сделать Минфин, - это отказаться от контроля за медицинскими СК, которые таким образом потеряли статус страховых компаний.

Зампред комитета РСПП по бюджету и налогам Станислав Воскресенский считает, что вопросы снижения ставки ЕСН нельзя увязывать экономически с выстраиванием системы ОМС. "Мне кажется, что такая привязка - это всего лишь попытка выстроить еще один барьер на пути снижения ставки, - полагает Воскресенский. - В любом случае качество услуг, которые получает население, никак не соответствует высокой нынешней ставке налога".

Директор Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов отмечает, что государство собирается переходить в ближайшее время на новые принципы социального страхования и поэтому в промежуточном законе вообще нет необходимости. "К сожалению, в законе не прописан механизм реализации права [граждан] на все заявленные услуги, - говорит о недостатках закона Смирнов. - Необходимо прописать систему индивидуальных полисов и механизм регулирования стоимости услуг ".

Поддерживают решение Касьянова и страховщики. "В законопроекте было большое количество несостыковок - он вряд ли мог быть представлен в Госдуму в таком виде", - говорит первый замгендиректора "РОСНО" Владимир Гурдус. "Ничего страшного не произошло, - уверена гендиректор "МАКС" Надежда Мартьянова. - Закон будет и дальше дорабатываться, система ОМС пока функционирует в нынешнем состоянии". Однако Гурдус считает, что реформировать систему социального страхования необходимо и прежде всего надо привести обязательства по ОМС в соответствие с финансированием. По его мнению, 100% расходов на лечение должны компенсироваться через страховые компании, а не из бюджета или неформальных пожертвований пациентов, даже если при этом придется сократить перечень услуг, предоставляемых по ОМС. Если же человеку необходима услуга, которая не входит в базовый перечень, то он должен официально заплатить за нее или купить полис добровольного страхования. Надежда Мартьянова уверена, что клиники должны выполнять базовую программу, но за счет платных услуг выходить на самоокупаемость.

По мнению директора по развитию American Clinic Дмитрия Родина, одной из основных задач нового закона должна быть легализация тех платежей, которые пациенты передают врачам. "Люди с готовностью переходят в то поле, которое не попадает в рамки закона об ОМС", - считает Родин. При этом, по его мнению, в системе ОМС нет денег, достаточных для полноценного лечения, поэтому "можно говорить только об экстренной медицине, на которую должен иметь право каждый".

 

Андрей Панов
Павел Миледин

Начать дискуссию