Законопроекты

Минфин хочет избежать снижения налогов

Сегодня правительственная комиссия по бюджетным проектировкам рассмотрит подготовленные Министерством финансов основные направления налоговой политики на три года.

Сегодня правительственная комиссия по бюджетным проектировкам рассмотрит подготовленные Министерством финансов основные направления налоговой политики на три года. Обещанное чиновниками снижение прямой налоговой нагрузки мизерно — в пределах погрешности в прогнозе. Бизнес готов добиваться радикального пересмотра налоговых ставок.

Основные направления налоговой политики, которые Минфин традиционно готовит к концу зимы, на этот раз охватывают три года — ведь бюджет теперь тоже принимается сразу на этот срок. Налоговые преобразования не будут радикальными и не предусматривают существенного снижения ставок, говорит источник в Минфине.

Министерство предлагает сосредоточиться на латании налоговых дыр и улучшении администрирования. В прилагаемой к документу таблице все потери федерального бюджета за 2008 г. оцениваются в 14,4 млрд руб., за 2009 г. — 14,9 млрд руб. и за 2010 г. — 13,6 млрд руб. Эти цифры — сальдо четырех ожидаемых изменений налоговой системы (как прибыльных, так и убыточных для казны): освобождение от налога на прибыль дивидендов от стратегического участия компаний в капитале друг друга; снижение с 30% до 15% ставки налога на дивиденды, выплачиваемые гражданам-нерезидентам; индексация ставки акциза на табак; сокращение перечня подакцизной спиртосодержащей продукции.

Еще 2,6 млрд руб. бизнес сэкономит на налоговых льготах по инновационной деятельности, также предусмотренных планом налоговых преобразований. Однако сумма всех этих нововведений составит всего 0,23% от доходов бюджета на 2008 г. (7112,16 млрд руб.).

“Эта сумма — в пределах ошибки при прогнозировании сбора любого из крупных федеральных налогов, — отмечает эксперт ЦМАКП Дмитрий Белоусов. — Но на ближайшее время государство взяло много социальных и инвестиционных обязательств, поэтому в 2007-2009 гг. может снижать налоги только за счет стабфонда”.

Снижение налогов потребует сокращения и расходов, соглашается эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская. По ее оценкам, ожидаемые доходы бюджета несколько завышены. Нет необходимости радикально снижать налоговую нагрузку — она и так достаточно низкая, считает эксперт Центра развития Наталья Акиндинова: “Необходимо точечное воздействие, как с инновационными льготами”.

Тем не менее “скупость” Минфина столкнется со стремлением бизнеса добиться ослабления налоговой нагрузки. Чиновники должны понять, что налоговая система — не только источник доходов, но и инструмент стимулирования экономики, говорит замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. Основные идеи предпринимателей — снизить НДС (сейчас — 18%) и соцналог (26%). Так, президент РСПП Александр Шохин за уменьшение НДС до 10%.

У бизнеса есть союзники в Белом доме. На днях руководитель аппарата правительства Сергей Нарышкин заявил, что предложение РСПП вскоре будет обсуждено на “правительственной площадке”. Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф считает возможным лишь снижение ставки НДС с 2009 г. до 15% с 18% при одновременной отмене льготной ставки НДС.

По расчетам экономиста банка “Траст” Евгения Надоршина, если бы НДС был снижен до 10% уже в 2007 г., поступления от этого налога были бы меньше примерно в полтора раза и бюджет недосчитался бы более 600 млрд руб. Впрочем, собираемость НДС и так почти не растет. После упрощения процедуры предоставления вычетов по НДС его поступление от реализуемых в России товаров составило в 2006 г. 924,2 млрд руб. (всего на 4,1% больше, чем в 2005 г.).

С еще более радикальными предложениями выступает руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. Он настаивает на замене НДС налогом с продаж.

Снижение соцналога Дворкович тоже поддерживает. Но и он, и Минфин утверждают, что это невозможно без реформирования системы социального и пенсионного страхования. Минфин надеется добиться сокращения эффективных налоговых ставок за счет улучшения налогового администрирования. В частности, основные направления налоговой политики предполагают введение консолидированного налогообложения холдингов, регулирование трансфертного ценообразования, сокращение сроков возврата НДС экспортерам. Это приведет к существенному снижению реальной нагрузки, уверен сотрудник Минфина. Финансовое ведомство готово и к обсуждению снижения НДС, но не раньше 2009 г., говорит чиновник. Улучшение администрирования может стать альтернативой снижению налогов, но пока ожидания бизнеса не оправдались, а снижение ставок — гарантия ослабления фискальной нагрузки, говорит Беляков. Издержки при невозмещении 10% НДС ниже, чем при невозмещении 18%, поясняет он.

Филипп Стеркин
Александра Петрачкова
Надежна Иваницкая

Начать дискуссию