Выход малого бизнеса из тени в 2006 г. приостановился, выяснил Национальный институт системных проблем предпринимательства (НИСПП). Мешают высокие налоги и усиление активности чиновников: став “видимыми” для государства, бизнесмены рискуют подставить себя.
В 2003-2005 гг. доля оборота малых предприятий, скрытого от внимания государства, ежегодно снижалась на 5-7%, рассказал на конференции в Высшей школе экономики замгендиректора НИСПП Олег Шестоперов. Еще в 2002 г., согласно опросу, предприниматели с учетом размера их бизнеса “прятали” от налогов 51,7% выручки. По итогам 2005 г., доложили предприниматели НИССП, в тени было всего 33% (наиболее резкое снижение произошло в 2004 г. — на 7,9%). Активное обеление бизнеса началось после введения упрощенной системы налогообложения, полагает руководитель комитета “ОПОРы России” (Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства) по налоговому администрированию Александр Паперно.
А вот в прошлом году доля тени сократилась лишь на 1,6% до 31,4%.
Более крупные малые предприятия снизили теневую долю сильнее, чем микропредприятия, обнаружил Шестоперов: без учета размеров бизнеса доля теневой выручки за 2002-2006 гг. почти не изменилась (она упала с 44,5% до 38,2%). Совокупный оборот малых предприятий в прошлом году превысил 12 трлн руб., так что в тени было порядка 5,3 трлн руб., подсчитал Шестоперов.
Наибольшая часть неучтенной наличности — прибыль малых бизнесменов (20-22% в последние пять лет). Еще 14-18% теневой выручки идет на зарплату сотрудникам, 9-12% — поставщикам, 7-9% — на “неофициальные выплаты чиновникам”, а около 2% — в оплату аренды.
Количество фирм, выплачивающих из неучтенной налички зарплату и взятки, немного сократилось, а теневые расчеты с поставщиками и арендодателями, наоборот, выросли.
В списке причин невыхода из тени вне конкуренции высокие налоги — они беспокоят 51% бизнесменов. Неформальные платежи и откаты чиновникам, покупку сырья называют причинами невыхода из тени 8-11% фирм.
Реальные ставки налогов выше официальных из-за необоснованных претензий и требований налоговых органов, полагает Паперно, и это главная причина жизни предпринимателей в тени. Часть оборота держится в тени из-за партнеров, которые работают только вчерную, нужны деньги на откаты, говорит предприниматель, занимающийся торговлей.
В Москве трудно найти фирму, занимающуюся интернет-дизайном, которая согласилась бы на контракт вбелую, жалуется руководитель информационного проекта.
Выходить из тени предпринимателей в первую очередь заставляет страх, говорит предприниматель из сферы торговли. К тому же постепенно дорожает стоимость обналички, а крупные заказчики готовы работать только вбелую, считает владелец небольшой компании из сферы информационных технологий.
Обеление зарплат наблюдалось до 2005 г., в том же году доля теневых выплат сотрудникам даже выросла, полагает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич и объясняет: налоговые органы и другие чиновники усилили давление на бизнес, получив в ответ “компенсаторную реакцию”.
“Как только начинаешь обелять обороты, чиновники чаще приходят с проверками, растут суммы их претензий и частота, — говорит еще один предприниматель. — Это как наказание за легальность”. После повышения зарплат сотрудникам налоговики стали чаще и придирчивее проверять компанию, вздыхает он.
Риски могут вырасти при обелении, соглашается Паперно: бизнес становится виден чиновникам, а усиление давления только тормозит выход из тени.
В 2007 г. выход из тени может снова ускориться. После ужесточения правил торговли на рынках с начала года многие фирмы были вынуждены резко сократить теневой оборот — слишком опасно, говорит торговец.
Борис Грозовский
Филипп Стеркин
Малому бизнесу невыгодно себя показывать
Выход малого бизнеса из тени в 2006 г. приостановился, выяснил Национальный институт системных проблем предпринимательства (НИСПП).
Комментарии
3Цифра о-о-о-о-очень занижена!
Одно предприятия в связи с заключением договора аренды с мун. собств. пошло с бегунком в налоговую, там подпись не поставили пока не будет указана зарплата на уровне прожиточного минимума.
Деваться было не куда поставили требуему зарплату заплатили с нее налоги. Реальная зарплата значительно ниже.
После сдачи отчетности пришло требование от налоговой в которой было указано, что был занижен доход на сумму около 150 тыс. руб. и предлогалось сдать уточненные декларации за 3 года и уплатить налог.
основной вывод строился на том, что инспектор подсчитал что предприятие ежедневно должно было зарабатывать на обедах определенную сумму.
указанный доход в декларации ниже.
было указано, что из каких средств выплачивается "обеленная" зарплата которую указали в отчете по настоянию налоговой, значит занижаем налоги.
Реальные расходы надо доказать, обосновать, ибо правила игры не четкие, а в черную что надо, то и написал. И ни каких претензий.