Эффективность работы налоговиков будет оцениваться по восьми критериям, каждый из которых имеет собственный вес при расчете поощрения. Чем лучше работа инспектора, оцененная по наиболее весомым критериям, тем лучше у него шансы получить большую премию, говорит сотрудник Минфина.
По итогам квартала выплачиваются премии, которые, возможно, будут зависеть от выставляемой оценки, допускает сотрудник ФНС. По словам источника, близкого к Минфину, рядовой инспектор отдела проверок сможет увеличить зарплату в несколько раз — до 30 000 руб. в месяц. Критерии оценки работы конкретного инспектора будут детализированы ФНС, говорит источник в администрации президента.
Удельный вес критериев, выгодных налогоплательщикам, — 54-70%, подсчитал главный редактор газеты “Учет. Налоги. Право” Алексей Стариков. В первоначальном варианте был крен в фискальную сторону, вспоминает глава налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина: предлагалось рассчитывать доход, приносимый инспектором, количество эффективных налоговых проверок, размер доначислений по ним.
Теперь критерии соответствуют задачам, которые президент сформулировал в Бюджетном послании прошлого года: ориентироваться не на план сбора налогов, а на проверку соблюдения законодательства, говорит источник в администрации президента. В частности, уравнены два “судебных” критерия — отсуженная инспектором сумма и число его решений, признанных судом незаконными, радуется Бурыкина.
Компании выигрывают примерно 70% процессов, инициированных ими, но по суммам перевес на стороне налоговиков: с 2000 по 2005 г. отсуженная ими сумма выросла с 34 млрд руб. до 363 млрд руб., в первом полугодии 2006 г. составила 561 млрд руб.
Важны оба критерия — и количество проигранных споров, и размер сумм, присужденных в пользу бюджета, считает председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов, но более важный критерий — количество проигранных ими споров. По его словам, нужно учитывать и сложность спора, и стабильность судебных актов по обжалованию действий налоговых органов: одно дело, если все суды признали их действия незаконными, другое — если разными инстанциями принимались разные решения. Менее значима отмена решения инспектора по сложному спору о толковании Налогового кодекса, если же суд отменяет очевидно незаконные мелкие штрафы, то это должно быть более значимым критерием, заключает Иванов.
Важен критерий соотношения числа жалоб, рассмотренных в досудебном порядке, и общего числа исков, говорит источник в администрации президента: это будет стимулировать ФНС развивать службу внутреннего аудита. С 2009 г. вводится обязательный досудебный порядок обжалования, напоминает источник в Минфине.
Но главный критерий — собираемость, и он будет стимулировать инспекторов собрать как можно больше налогов, считает Стариков, а формула расчета собираемости составлена так, что налоговикам будет невыгодно по итогам проверки доначислять больше, чем они могут взыскать.
Инспекторы будут активнее проверять крупные компании, говорит источник в налоговых органах. Такие же указания содержатся и во внутренних документах ФНС о методике отбора компаний для проведения проверок.
Перечень критериев следует расширить, считает президент Клуба банковских бухгалтеров, зампред правления банка “Легион” Кирилл Парфенов: нужно учитывать, помогают ли инспекторы правильно платить налоги, проводят ли разъяснительную работу, сообщают ли об изменениях законодательства; нужно также оценивать последствия негативных для налогоплательщиков решений.
Одних критериев недостаточно, чтобы изменить работу инспекторов, говорит замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков: необходимы реформа ФНС и пересмотр методики расчетов прогноза поступления налогов, чтобы налоговики ради выполнения завышенного плана не нарушали права компаний.
Премии налоговиков будут зависеть от оценки их работы
Чем больше налогов инспектор соберет, тем больше получит — если, конечно, не нарушит права налогоплательщиков.
Начать дискуссию