ЕСН

Вклад вместо налога

Согласованные предложения Минфина и Минэкономразвития по снижению ЕСН, видимо, недостаточно радикальны, чтобы стимулировать массовый вывод зарплат из тени.

Согласованные предложения Минфина и Минэкономразвития по снижению ЕСН, видимо, недостаточно радикальны, чтобы стимулировать массовый вывод зарплат из тени. Выплата зарплат из прибыли в качестве материальной помощи даже при предлагаемом снижении ЕСН все равно обойдется дешевле. Планируемая эффективная ставка ЕСН (24,5% ) все-таки выше налога на прибыль (24% ).
Но с точки зрения значимости для пенсионной реформы предложения Минфина и Минэкономразвития интересны, поскольку впервые в российской практике планируется перейти на рыночную страховую схему в пенсионном обеспечении. По плану реформаторов с 2005 г. граждане из своего заработка будут отчислять 4% своего дохода на индивидуальные пенсионные счета.

Реформы систем пенсионного обеспечения в Чили, Аргентине, Великобритании основывались на том, что пенсия в идеале должна была превратиться из государственной социальной повинности в инвестиционный проект самих граждан. Отчисления в упомянутых странах производятся из доходов граждан на индивидуальные счета. В таком случае уже невозможна ситуация, когда граждане не интересуются деталями реформы и пассивно подходят к выбору управляющих своей будущей пенсией, как это было в России на первом этапе пенсионной реформы.

Пассивность людей в случае, когда речь идет о деньгах, уходящих в черную дыру внебюджетных фондов из кармана работодателя, понятна. Другое дело, если деньги из кармана человека попадают на его индивидуальный пенсионный счет и есть несколько возможностей ими распорядиться. Появляется стимул не просто потратить время на выбор управляющего, но и вообще разобраться в ситуации с собственной пенсией и задуматься о финансовом будущем.

Другое дело, что нынешний план снижения ЕСН интересен прежде всего тем предпринимателям, которые платят сотрудникам небольшие зарплаты. При зарплатах выше $1000 налоговое бремя вырастет (см. статью выше). Тут либо нужен компенсационный механизм, например введение начиная с определенной суммы регрессивной ставки выплат, либо нужно принимать политическое решение об увеличении налогообложения высокооплачиваемых граждан. Трудно представить себе принятие такого решения до выборов, так что реформу скорее всего отложат.

Начать дискуссию