Вчера Министерство по налогам и сборам (МНС) официально сообщило, сколько и каких налогов собрано за январь. Как выясняется, по сравнению с январем 2003 года бюджет получил доходов больше чем на 20%. Однако оптимизма этот увеличившийся показатель, по оценкам специалистов, не внушает.
Действительно, за январь 2004 года, сообщает МНС, во все бюджеты Российской Федерации поступило налогов на 274,3 млрд. рублей. Причем без учета единого социального налога поступления в бюджет составили 210,9 млрд. рублей, что на 20,5% больше, чем в январе 2003 года. Единого социального налога же в федеральный бюджет поступило всего на 16,5% больше, чем год назад, – 24 млрд. рублей. Таким образом, ЕСН в январе было собрано на 1,18 млрд. меньше запланированного. К слову, еще в начале февраля Минфин обнародовал предварительные данные об исполнении федерального бюджета, в которых указал, что задание по сбору ЕСН в январе текущего года недовыполнено на 5,1%.
Напомним, в прошлом году планы по сбору единого налога МНС перевыполнило на 0,9%. Однако этот небольшой прирост, как отмечают в самом министерстве, произошел из-за досрочной уплаты многими налогоплательщиками в конце декабря 2003 года авансовых платежей по сроку уплаты до 15 января 2004 года, а также из-за «благоприятной экономической ситуации и мер по администрированию ЕСН». А если учесть, как сильно в прошлом году выросли производство и реальные доходы населения, то станет ясно, что налоговая база ЕСН, считают эксперты, по-прежнему в тени.
Правительство, судя по всему, уже созрело для того, чтобы изменить структуру налоговых поступлений. Теперь весь вопрос в том, насколько радикально это сделать. Сегодня ставка ЕСН составляет 35,6% от фонда оплаты труда. На сегодняшний момент у кабинета министров есть три варианта изменений. Первый, появившийся в Думе, самый консервативный: базовую ставку ЕСН снизить с нынешних 35,6% до 30%; для доходов от 300 до 600 тысяч рублей установить 15%, более 600 тыс. – 5%. Второй вариант, который еще недавно назывался премьер-министром РФ Михаилом Касьяновым самым возможным, это снижение базовой ставки до 26%; остальные ставки соответственно 10 и 2%. А на днях в правительство должен быть внесен третий вариант изменений, согласованный МЭРТом и Минфином. Это самый радикальный проект: годовой доход до 30 тыс. рублей будет обложен 32% налога (фиксированные 9600 рублей). Большинство предприятий будут платить ЕСН по ставке 19,5% – с доходов от 30 до 300 тыс.; дальше ставка падает до 12%, а после 600 тыс. до 2%.
Как сказал «НГ» руководитель направления «Межбюджетные отношения» Центра фискальной политики Александр Дерюгин, последствия каждого варианта должны быть просчитаны с учетом уровня теневой экономики. Во всяком случае, по мнению эксперта, резерв для снижения ЕСН есть: так, несколько лет МНС на несколько процентов перевыполняло план по сбору ЕСН. Со своей стороны, заместитель министра экономического развития и торговли Аркадий Дворкович заявил на днях, что компенсировать потери бюджета от снижения ЕСН можно за счет средств стабилизационного фонда.
Впрочем, как сообщает «НГ» источник в правительстве, никакого решения пока не принято. В любом случае налоги будут изменяться в комплексе: так, МЭРТ и Минфин предлагают снизить не только ЕСН, но и НДС – с 18 до 15%, введя при этом НДС-счета. Предполагаемые налоговые изменения премьер-министр на этой неделе собирается обсудить на Совете по предпринимательству, а 26 февраля этот вопрос будет рассматривать правительство.
Начать дискуссию