Малый бизнес наконец достучался до правительства

Малый бизнес наконец достучался до правительства - пусть и временного. Сегодня кабинет обсудит претензии малых предпринимателей, накопившиеся за год действия новой системы их налогообложения. Чиновникам придется выбирать между полярными концепциями реформы.

Малый бизнес наконец достучался до правительства - пусть и временного. Сегодня кабинет обсудит претензии малых предпринимателей, накопившиеся за год действия новой системы их налогообложения. Чиновникам придется выбирать между полярными концепциями реформы.

Сегодня правительство обсудит предложения Минфина по реформированию системы налогов для малого бизнеса. Предполагается, что они вступят в силу с 1 января 2005 г.

Новая редакция главы 26 Налогового кодекса о налогах для малого бизнеса вступила в силу с 1 января 2003 г. Депутаты принимали ее летом 2002 г. в большой спешке. Глава изначально не нравилась ни предпринимателям, ни депутатам, но они не решились перечить президенту, просившему принять документ побыстрее. С тех пор главу переписывали уже дважды.

"Мы весь год собирали вопросы малых предприятий к новой редакции главы 26, а теперь обобщили их и наметили направления, по которым надо работать", - рассказывает замруководителя департамента налоговой политики Минфина Александр Косолапов. Концепция будущих поправок, которая имеется в распоряжении "Ведомостей", корректирует основные недостатки нынешнего налогового режима для "маленьких".

Так, НК разрешает предпринимателям, перешедшим на упрощенную систему, выбирать, каким образом уплачивать налог - с оборота (6% ) или с разницы между доходами и расходами (15% ). При этом предприниматель, выбравший один из этих путей, не может впоследствии воспользоваться другим. Между тем из-за ошибки законодателей первая редакция главы 26 запрещала торговым предприятиям включать в расходы затраты на приобретение товаров. Поэтому около 70% малых предприятий, которые переходили на упрощенку с 1 января 2003 г. и должны были выбрать объект налогообложения до конца ноября 2002 г. , предпочли платить налог с выручки. А уже 31 декабря 2002 г. президент подписал новую редакцию главы 26 НК, которая исправляла ошибку, и розничным торговцам стало выгоднее платить налог с чистого дохода. "Обидно видеть, как твои конкуренты экономят на налогах просто потому, что зарегистрировались на два месяца позже", - возмущается Тамара Комарова, владелица двух магазинов по торговле бытовой химией. Поэтому теперь, говорит Косолапов, "было бы правильно в порядке исключения дать право тем, кто выбрал в качестве объекта налогообложения выручку, изменить режим [налогообложения]". С ним солидарны коллеги из МНС и Минэкономразвития.

Другое предложение Минфина - разрешить "маленьким" совмещать упрощенку с выплатой НДС, если этого требует их бизнес. Как говорит ПБОЮЛ Наталья Макарова, чье предприятие "Росветер" производит воздушные змеи и бумеранги, "из-за того что я не являюсь плательщиком НДС, мою продукцию не берет ни один магазин, потому что не может потом зачитывать входящий НДС". Поэтому Макарова не пользуется удобной упрощенкой, выплачивая, кроме НДС, все остальные налоги.

Чиновники готовы выполнить и другое заветное желание предпринимателей - повысить сумму годового оборота, который дает право перейти на упрощенку (сейчас 15 млн руб. в год). "Порог необходимо поднять, потому что торговые и производственные предприятия оказались в неравных условиях: у производственников может быть небольшая норма прибыли и небольшая численность сотрудников, но значительные обороты", - говорит зампред общественного движения розничной торговли и малого предпринимательства московского региона "Лига свободы" Андрей Насонов. Минфин также предлагает ежегодно индексировать сумму годового оборота с учетом инфляции и роста ВВП. Впрочем, по словам Косолапова, скорее всего, речь пойдет о единовременном повышении порога, а "до какого уровня, зависит от того, какую сумму выпадающих доходов может себе позволить правительство".

Кабинету придется выбирать между полярными точками зрения. По словам чиновника МНС, его ведомство вообще против повышения порога, поскольку "налоговая нагрузка на одного налогоплательщика при переходе на упрощенную систему снижается в 2 - 2,5 раза". По данным Госкомстата, за девять месяцев 2003 г. обороты малых предприятий выросли в номинальном выражении на 52% , а налоговые доходы МНС от "малышей" при этом снизились с 17 млрд руб. до 12,4 млрд руб. С МНС солидарен и чиновник Минэкономразвития. "Упрощенная система была задумана для стартующего бизнеса, который, дойдя до определенных оборотов, должен перейти в "большие", - говорит он.

А МАП, напротив, продолжает настаивать на повышении порога. Осенью 2003 г. министерство хотело поднять его до 100 млрд руб. По словам пресс-секретаря МАПа Ларисы Булгаковой, годовой оборот в 15 млн руб. не является реальным критерием для отнесения бизнеса к категории "малого", а обоснованных расчетов об объеме бюджетных потерь из-за повышения порога "мы ни у кого не видели".

Светлана Иванова

Комментарии

1
  • Хранитель_врат
    А МАП, напротив, продолжает настаивать на повышении порога. Осенью 2003 г. министерство хотело поднять его до 100 млрд руб.
    Миллиардов????
    ;-)