Президенту и будущему премьеру придется выбирать между двумя вариантами структуры нового кабинета. За неделю чиновникам предстоит решить, стоит ли ликвидировать ГТК и ФКЦБ, как предлагает комиссия и. о. вице-премьера Бориса Алешина, или радикально сокращать аппарат Белого дома, как хочет замруководителя администрации президента Игорь Шувалов. По мнению экспертов, в любом случае претворение этих идей в жизнь сильно затянется.
Вчера кандидат в премьеры Михаил Фрадков проводил первые консультации о составе будущего правительства с фракциями Госдумы (см. статью на стр. А1). А вечером, как сообщили "Ведомостям" сразу несколько источников в Белом доме, Фрадков собирался встретиться с и. о. вице-премьера Борисом Алешиным и обсудить структуру нового кабинета, подготовленную комиссией по административной реформе. Но встречу перенесли - по словам источника в правительстве, она может состояться сегодня или завтра. По словам зампредседателя Госдумы Георгия Бооса, на консультациях в парламенте Фрадков обещал объявить структуру нового правительства на следующей неделе.
Зато вариантов структуры правительства, как удалось выяснить "Ведомостям", обсуждается уже два: альтернативные предложения еще весной представили в администрацию президента министр экономического развития Герман Греф, министр юстиции Юрий Чайка и руководивший в то время аппаратом правительства Игорь Шувалов.
Комиссия Алешина, проанализировав более 5000 функций министерств и ведомств, предлагает отдать часть этих полномочий саморегулируемым организациям, укрупнить министерства и ввести в структуру правительства специальные отраслевые агентства и четыре федеральных надзора: по биологическому благополучию человека, экологической безопасности, транспортный и технологический надзоры. Высокопоставленный источник в правительстве допускает, что к ним могут быть добавлены единый финансовый и атомный надзоры. Комитеты, службы и комиссии по замыслу реформаторов должны быть упразднены, а их существенные функции рассредоточены между министерствами. Таким образом, будут ликвидированы Минэнерго (станет департаментом Минэкономразвития) , МНС (департамент Минфина) , МАП (преобразование в федеральный надзор) , Минимущество (департамент Минэкономразвития) , ГТК (функции предлагается перераспределить между Минфином и ФСБ) , ФКЦБ (также федеральный надзор) и Госстандарт (вместе с Минпромнауки вольется в Министерство инновационной политики). Количество вице-премьеров, по словам высокопоставленного источника в комиссии Алешина, должно быть сокращено "в зависимости от сокращения количества министерств".
Вариант Шувалова и Грефа также подразумевает укрупнение министерств: МНС, как и в предложениях Алешина, становится департаментом Минфина, кроме того, МПС сливается с Минтрансом, Минкультуры - с Минпечати, а Минэнерго - с Минприроды. Минсвязи и МАП также могут быть упразднены, а Минпромнауки, напротив, "прирастет" функциями четырех оборонных агентств и "Росавиакосмоса". Проект подразумевает также реформу аппарата правительства: в нем должен остаться единственный вице-премьер, департаменты предполагается упразднить, а отслеживать деятельность министерств будут профильные советники премьера. Федеральные комиссии, службы и агентства предлагается лишить части полномочий, а количество надзоров увеличить с двух до 12.
По словам источника, близкого к администрации президента, в Кремле "учтут" оба документа, но пока предпочтение отдается проекту Шувалова. А "если наработки комиссии Алешина не будут востребованы, то и дальнейшее проведение административной реформы может быть передано в другие руки", говорит источник. Высокопоставленный чиновник правительства не исключает, что после формирования нового кабинета комиссия по административной реформе в любом случае будет упразднена, а дальнейшими преобразованиями займется Минэкономразвития.
Сам Фрадков вчера озвучил лишь общие идеи о формировании нового кабинета: структура правительства должна строиться по "блочному принципу" (министерство - ведомство - надзор) , а количество госорганов необходимо сократить. Из шести вице-премьеров Фрадков в случае своего назначения председателем правительства обещал оставить лишь двоих, сократив и численность аппарата Белого дома. Такие преобразования, передает слова кандидата в премьеры агентство "Интерфакс", позволят "повысить естественность и эффективность работы руководителей [органов власти]".
Скорее всего будет выбран смешанный вариант обеих концепций, полагает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. "В сокращенном варианте останутся министерства, агентства и надзоры, - считает эксперт. - При этом будут сокращены функции аппарата правительства, а роль министерств будет усилена". А директор департамента компании ФБК Игорь Николаев полагает, что масштабной реорганизации правительства не произойдет. "Фрадков не был вовлечен в работу [по административной реформе], поэтому сложно ждать от него радикальной реформы правительства, - говорит Николаев. - Кроме того, чиновники никогда легко не расстаются со своими полномочиями и будут со своей стороны затягивать процесс [преобразований]". А в комиссии Алешина опасаются, что ее ликвидация приведет к сворачиванию административной реформы. "Если реформа закончится формированием новой структуры правительства, то тогда можно считать, что реформы и не было, - говорит член комиссии. - А ведь еще нужно разобраться с созданием СРО, вводить механизмы страхования и аккредитации вместо лицензирования. "
Анна Николаева
Александр Беккер
Шувалов и Алешин написали разные структуры правительства
Президенту и будущему премьеру придется выбирать между двумя вариантами структуры нового кабинета. За неделю чиновникам предстоит решить, стоит ли ликвидировать ГТК и ФКЦБ, как предлагает комиссия и. о. вице-премьера Бориса Алешина, или радикально сокращать аппарат Белого дома, как хочет замруководителя администрации президента Игорь Шувалов. По мнению экспертов, в любом случае претворение этих идей в жизнь сильно затянется.
Начать дискуссию