Предприниматель Чекалова, осуществляющая деятельность с применением упрощенной системы налогообложения, предъявила своим контрагентам счет на уплату НДС. Однако сумма, подлежащая к уплате НДС, от Чекаловой в бюджет не поступила.
ИФНС по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому АО попыталась привлечь предпринимателя к ответственности на основании справок, полученных из банка, а также используя информацию от клиентов и данные, запрошенные в другой налоговой инспекции.
Тем не менее, налоговиков не поддержали все судебные инстанции, включая ВАС: ИФНС не доказала факт подачи предпринимателем декларации по НДС. Следовательно, у инспекции не было оснований на проведение камеральной проверки.
По мнению начальника отдела юридической компании «Частное право» Павла Посашкова, решение в пользу налоговиков позволило бы им заниматься проверкой деятельности компаний без ведома последних.
Тем не менее, эксперты отмечают, что было бы справедливее, если бы проверки не зависели от наличия или отсутствия деклараций. «Это нормальная практика, когда налоговики в пределах своих полномочий запрашивают информацию, связанную с деятельностью компаний», — сказал вице-президент компании AGA Management Николай Фрейтак.
Руководитель департамента налогов и права компании «Бейкер Тилли Русаудит» Эдуард Кучеров обратил внимание на противоречия в законодательстве: «С одной стороны, в НК говорится о проведении проверки не только на основании декларации, но и на основании иных документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налоговых органов, с другой стороны, НК четко связывает сроки проведения камеральной проверки с предоставлением декларации».
ИФНС не может проводить проверки без декларации
ВАС запретил налоговым органам проводить камеральные проверки без получения декларации от налогоплательщика.
Начать дискуссию