НДС

КС обязал перевозчиков выставлять экспортерам счета с НДС 0%

Нулевая ставка по НДС является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.

Перевозчики обязаны выставлять экспортерам счета с налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, говорится в определении Конституционного суда. Применение "льготы" — обязанность, поэтому бюджет не вернет экспортерам НДС, уплаченный перевозчикам по 18%.

"Транснефтепродукт" оспорил в Конституционном суде норму Налогового кодекса (п. 1 ст. 164), по которой перевозка экспортируемых товаров облагается НДС по ставке 0%. По мнению "Транснефтепродукта", эта норма противоречит Конституции, так как не разрешает компаниям отказываться от льготы в виде нулевой ставки.

Часто перевозчик не знает, можно ли применить нулевую ставку и будут ли экспортированы перевозимые товары, объясняет он: ведь перевозчик может доставлять груз только до определенного пункта на территории России. Если бы перевозчики не брали с клиентов НДС, то рисковали бы, отмечает гендиректор юркомпании “Налоговая помощь” Сергей Шаповалов: потом эти деньги государство могло бы взыскать с них, например, если груз не будет вывезен или клиент не предоставит все необходимые документы для возмещения НДС. Поэтому до 2006 г. некоторые перевозчики по таким контрактам прибавляли 18% НДС к стоимости услуг, эти деньги перечислялись в бюджет, а затем возмещались экспортерам, рассказывает Галина Акчурина из “ФБК-Право”.

Но с 2006 г. налоговики стали отказываться возмещать этот НДС экспортерам. 20 декабря 2005 г. президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) вынес сразу два решения по делу “Ваньеганнефти”, которой налоговики отказались вернуть НДС более чем на 21 млн руб., уплаченных “Транснефти” и перечисленных в бюджет. ВАС указал, что компания не имеет права на возмещение налога, так как “Транснефть” не должна была взимать с компании НДС, поскольку применение нулевой ставки — обязанность, а не право компании, объясняет партнер юркомпании Taxadvisor Александра Алексеева.

Позже подобные решения были вынесены ВАС и по РЖД, добавляет Шаповалов.

13 января 2006 г. письмо на ту же тему выпустила и ФНС. “Транснефтепродукт” оспорил его в ВАС, но проиграл процесс. 31 мая 2006 г. ВАС счел его законным, а президиум ВАС 14 ноября 2006 г. это решение отменил, а производство по делу прекратил, указав, что письмо — не нормативный акт и не подлежит рассмотрению ВАС.

Теперь к ВАС присоединился и КС. Он отказался рассматривать жалобу “Транснефтепродукта”. “Нулевая ставка по НДС является обязательным элементом налогообложения, и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения”, — говорится в его определении от 15 мая. Сообщает газета "Ведомости".

КИК

Финансовая отчетность КИК за 2023 финансовый год

📌 В связи с приближением нового отчетного периода по КИК собрали основные положения, связанные с финансовой отчетностью за 2023 финансовый год к Уведомлению о КИК за 2024 год, которые нужно будет представить в налоговый орган до 30 апреля 2025 года.

Комментарии

2
  • KEY

    Ну кому нужна такая льгота, которую нужно постоянно доказывать в суде? Ведь практически все компании, связанные с обработкой ввозимых и вывозимых грузов, находятся в таком состоянии - бесконечные придирки налоговиков к каким-то незначительным "запятым" даже в, казалось бы, идеальных комплектах документов, приводящие к отказам и бесконечным судебным разбирательствам. Профанация сплошная, а не льготы!

  • KEY
    А вот еще мне интересно, почему бюджет не возращает неправомерно начисленный и уплаченный налог этим самым "нерадивым" перевозчикам. Получили денежки и сидят на них. А это, между прочим, называется неосновательное обогащение. Вот где собака-то порылась! На себя бы посмотрели сначала, господа чиновники, прежде чем нас обвинять во всех смертных налоговых грехах!