Законопроекты

Налог на холдинг

Минфин снова борется с трансфертными ценами. Реформаторы хотят дать налоговикам возможность доначислять налоги исходя из рыночных цен, тем самым увеличивая бюджетные поступления.

Минфин снова борется с трансфертными ценами. Реформаторы хотят дать налоговикам возможность доначислять налоги исходя из рыночных цен, тем самым увеличивая бюджетные поступления.
Первого замминистра финансов Сергея Шаталова можно понять. Глобальный смысл борьбы с трансфертными ценами в том, чтобы не давать прибыли национальных и транснациональных компаний утекать в другие налоговые юрисдикции. Так что цель у Минфина вполне благородная. Тем более что европейское и американское законодательство о трансфертных ценах гораздо жестче российского, и рано или поздно переписывать соответствующие статьи (20 и 40) нашего Налогового кодекса все равно пришлось бы.

Тем не менее есть ряд проблем, которые реформаторы старательно игнорируют. Без их решения поправки Шаталова превращаются в опасное оружие в руках налоговиков.

Контролировать придется не только внешнеторговые сделки, но и сделки внутри страны. Многие холдинги используют трансфертные цены не для минимизации налогов, а для оптимизации финансовых потоков внутри группы. Зачем оставлять прибыль в "дочке", если холдингу нужны деньги на освоение новых территорий или новых рынков? От таких трансфертных цен государство ничего не теряет, зато теряют отдельные регионы, у каждого из которых свой губернатор, свои налоговики и свои интересы. И региональные власти наверняка захотят воспользоваться поправками Минфина, чтобы оставить центр прибыли и налогов у себя. Абсурдность ситуации в том, что если "дочке" доначислят налоги исходя из рыночных цен, то головная компания не сможет уменьшить свои обязательства на ту же сумму.

Прежде чем ужесточать контроль за внутрикорпоративными сделками, нужно ввести в Налоговый кодекс принцип симметричной корректировки налоговых обязательств. Эту же проблему можно решить и иначе, разрешив холдингам платить консолидированный налог на прибыль, как это происходит, например, в Голландии, Германии и США. Если группы получат возможность суммировать доходы и расходы всех своих подразделений, проблема внутрикорпоративных цен исчезнет сама собой. Правда, обострится проблема межбюджетных отношений, но решать ее, дважды облагая налогом одну и ту же прибыль, нельзя в любом случае.

Начать дискуссию